вторник, 21 января 2014 г.

Лежачий кинотеатр, или как правильно болеть.

Случилось так, что подхватив где-то грипп или простуду я 10 дней провалялся дома. Но совсем не бесцельно. Есть у меня девайс, позволяющий комфортно проводить время в постели – очень неплохой планшет фирмы ZTE (не сочтите за рекламу). Как сказал один шутник, раньше я сидел в Интернете, а с появлением планшетов, можно в Интернете лежать. Так, вот посмотрел в лежачем кинотеатре два американских сериала (один, правда не до конца, продолжаю смотреть) и один фильм - тоже американский.

Вообще, должен сказать, американские сериалы, современные конечно, это очень высокий класс, просто новый уровень. С моей точки зрения,просто очень длинное кино, а кино, как известно, является важнейшим из искусств. И формат этот длинный, кстати, позволяет решать более сложные задачи, чем просто фильм. Ну,примерно как рассказ, новелла и большой роман.

Первый сериал я стал смотреть по совету Бориса Акунина, - он в своём блоге написал, что это его любимый сериал. А Григорию Шалвовичу как-то веришь. Выяснилось не зря. Действительно один из лучших сериалов, которые я видел, и рекомендовал бы его всем с чистой совестью, если бы не огромное количество ненормативной лексики. Cкажу честно, поразился, насколько мне известно, английский язык не богат количеством непечатных выражений, буквально два-три слова произносимых с разными производными, - думаю, Акунин всё- таки в оригинале смотрел. Но здесь российские переводчики постарались и так разукрасили историю матом, что диву даёшься. Поэтому женщинам и детям не рекомендую. А сериал называется “Дэдвуд”.



В его основе легенды и реальная история основания одноимённого города в Южной Дакоте во времена «золотой лихорадки» во второй половине 19 века. Жанр – вестерн с изрядной долей мелодрамы. И в истории этой уместившейся в 36 серий есть все, что я люблю в кино. Во-первых, динамичный и интригующий сюжет, основанный на реальных событиях.

Во-вторых, отлично подобранные актеры, которые прекрасно с поставленной задачей справились. Получились яркие, сочные персонажи, каждый со своим характером, каждый на своём месте – им веришь. Картина получилась очень жизненной ещё и потому, что в ней нет четко выделенных положительных или отрицательных персонажей.

У каждого намешано и добра и зла, в разных только пропорциях.

И ещё - создатели сериала очень тщательно отнеслись к мелочам. Костюмы и грим безупречны.

В – общем, полное ощущение жизни во всех её проявлениях.Наверное самая достоверная общая картина того времени. Про жизнь и смерть, про порок и добродетель, про мужчин и женщин.

И знаете, после просмотра я полез в разные Википедии, чтобы узнать подлинные истории персонажей. Про первого шерифа Дэдвуда, Сета Буллока, про легендарного Дикого Билла Хикока, застреленного в этом городке.Единственный раз он изменил своим правилам и сел играть в покер спиной к двери салуна. Убийца подошёл сзади. В мёртвой руке Билла была покерная комбинация –две двойки (два туза + две восьмёрки), которая с тех пор в покере называется«Рука мертвеца» (Dead man's hand).



Ну, вот, а второй сериал называется “Во все тяжкие” (Breaking bad" и посмотреть я его решил из-за самого высокого рейтинга, за который он даже попал в книгу Гиннеса (99 из 100). То есть это самый популярный сериал на сегодняшний день. Стал, скачивать и потихоньку смотреть. Эта история намного длиннее, аж 62 серии (5 сезонов), поэтому ещё недосмотрел, где то четверть, наверное, но представление уже сложилось чем и делюсь.

Когда-то в СССР был научно-популярный журнал “Химия и жизнь”, я его иногда почитывал, в основном из-за неплохой фантастики, которую там печатали. Так вот,подзаголовком к этому сериалу я бы взял название этого журнала, ибо там как раз про химию и жизнь. А сюжет такой.

В жизнь обычного (как кажется поначалу) школьного учителя химии Уолтера Уайта входит страшный диагноз – рак легких. Жизнь и так не радовала этого маленького человека – сын инвалид, жена на сносях, денег негусто, а тут ещё страшный приговор. И мистер Уайт решается на поступок, который должен решить, по - крайней мере финансовые проблемы, и обеспечит безбедное существование семьи после его смерти. Заручившись поддержкой бывшего ученика, а ныне мелкого наркодилера, он начинает варить метамфетамин… Я тоже до этого не знал, что это такое. Оказывается весьма востребованный синтетический наркотик, называемый в наркообиходе “стеклом“.

И начинают, сначала плавно, а потом всё более и более набирая обороты, развиваться события, словно щупальцами захватывая зрителя, своими невероятными сюжетными поворотами.
Оторваться невозможно. Даже трудно себе представить, что это фильм, погружаешься в него полностью. И ловишь себя на мысли, а что бы сделал ты, окажись на его месте.

А химия и наркотики здесь только фон. Главное всё - таки, это персонажи и их характеры – сложные, интересные, глубоко проработанные. Сценаристы поработали на славу. Что же касается актёров, - нет слов. Брайан Крэнстон, сыгравший Уолтера Уайта, смог блестяще передать трансформацию из обычного мирного семьянина в нечто пугающее и одновременно вызывающее сочувствие и сопереживание. Причем это происходит не сразу, а на протяжении реального времени, как в жизни (62 серии). Черты его характера постепенно меняются, меняется и его жизненная позиция. Он становится совершенно другим человеком! При этом становится не привычным для нас несколько карикатурным образом наркобарона – расчётливым, по звериному жестоким и беспощадным, нет, перед нами живой человек, из плоти и крови, который прошёл совершенно необычный путь от “ботаника”- неудачника до человека, который знает чего он хочет, и добьётся этого чего бы это ему не стоило.



Повторюсь, Брайан Крэнстон передал это перевоплощение мастерски, за что ему огромный респект.
Жанр этой картины определить довольно трудно. Ибо тут намешано всего понемногу, тяжелая душевная драма, уголовщина, с насилием и кровью, элементы комедии – в общем, снова жизнь. Жизнь во всех её ипостасях.
И ещё добавлю - шикарная музыка и потрясающие пейзажи Нью Мексико.

Действительно обалденный сериал и вся груда наград, которые он получил совершенно им заслуженна.

Ну,а теперь о кино. Фильм, который я ну никак не мог пропустить, - новая картина Вуди Аллена “Жасмин”.

 Я очень люблю творчество старика Вуди, посмотрел практически все его фильмы, и у меня сложилось впечатление, что он всю жизнь снимает один и тот же фильм в разных интерьерах и в разных жанрах от абсурдистской комедии до рафинированного интеллектуального кино, с разными актерами и в разных географических точках.

И вот очередная часть этого длинного фильма. На этот раз драма.

Холеная сорокалетняя красавица Жасмин, которую играет Кейт Бланшетт (неизменная любовь Аллена к блондинкам) прилетает из Нью-Йорка в Сан-Франциско к сводной сестре Джинджер. В прошлой жизни у неё осталась роскошная безбедная жизнь, с мужем - миллиардером, которого играет постаревший, но всё ещё чертовски привлекательный Алек Болдуин. Всё в прошлом, поскольку муж арестован ФБР за многомиллионные афёры, всё имущество арестовано и ушло обманутым инвесторам, да и сам муж, не вынеся удара судьбы кончает жизнь в ременной петле, в тюремной камере. И впереди у неё убогая квартира Джинджер, недалёкой, но добродушной сестры, работающей в супермаркете и сожительствующей с автослесарем - мачо.

Привыкшая жить в мире шикарных авто, драгоценностей и изысканных нарядов, Жасмин с трудом, смягчаемым “Столичной” и транквилизаторами, адаптируется в новых условиях.

У автослесаря появление нежданной родственницы никакого восторга, естественно, не вызывает и чтобы гостья поскорее съехала, он пытается свести ее со своим приятелем Эдди, но надменная Жасмин даже слышать не хочет о всяких там пролетариях.

Знакомый сюжет, правда? Да, конечно, перед нами история рассказанная Теннесси Уильямсом в пьесе «Трамвай «Желание», только в современной упаковке. Однако, нужно отдать должное режиссёру, он выводит классический сюжет на другой уровень, и создаёт новое произведение. Аллен в своём видении переосмысливает историю и с блеском раскрывает темы одиночества, потерянности и краха казалось бы незыблемого мира.

Кейт Бланшетт блистательна в роли заглавной героини, заслуживает высшей оценки и думаю у неё есть все шансы получить свой второй «Оскар».

И если вы ищете фильм с драматическим сюжетом, без хеппи-энда и с классной актерской игрой, фильм о том, как легко всё потерять и как трудно подняться, то это как раз то, что надо.

Ну, вот как-то так.










вторник, 10 декабря 2013 г.

ЛУЧШЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

(из письма другу)

Невозможно пройти мимо фильма, где режиссёром значится Джузеппе Торнаторе, композитором Эннио Морриконе, а исполнителем главной роли Джеффри Раш.
Ну, никак. И вот скачав эту предполагаемую вкуснятину под названием "Лучшее предложение" (The Best Offer) и удобно устроившись в кресле, я погрузился в весьма занимательную историю о любви, обмане, художественных шедеврах и их искусных подделках.
Итак, крутой эксперт-искусствовед и одновременно управляющий крупного аукционного дома Вергилий Олдман (а имя какое говорящее!) довольно часто со своим партнёром – в этой роли Дональд Сазерленд - проворачивает хитроумные аферы, ловко выдавая подлинники за подделки, и наоборот. Таким образом, он собрал огромную коллекцию из сотен бесценных полотен мировой живописи. Но подобно скупому рыцарю, хранит своё сокровище в секретном зале на своей вилле, куда доступа нет никому.
И вот так всё бы шло своим чередом, если бы в один прекрасный день не раздался звонок, который переворачивает мир главного героя с ног на голову.



Таинственная молодая женщина просит Олдмана распродать антиквариат, который ей достался в наследство от родителей. Он, сначала с неохотой, но потом всё более увлекаясь, берётся за это дело, не подозревая (да и зритель не подозревает), что всё это лишь хитроумная игра, затеянная с единственной целью добраться до его сокровищ.
Позже выясняется, что таинственная молодая особа страдает психическим заболеванием, под названием – агарофобия, то есть боязнью открытого пространства и скопления людей, и все переговоры с Вергилием ведёт по телефону, скрываясь в замаскированной комнате в огромном доме, где и находятся вещи, которые антиквар должен продать.
Заинтригованный аукционист пускается на разные хитроумные штуки, чтобы увидеть девушку и, наконец, это ему удаётся. Но тут этот старый хитрый лис, не доверяющий никому, не снимающий перчатки даже во время еды, к тому же, как выясняется девственник, без памяти влюбляется в свою клиентку.



В начале фильма Вергилий произносит фразу, которая в какой-то мере является ключом к этой истории. “Иногда подделка важнее подлинника”, - говорит он.
И, собственно, основная, проходящая сквозь всю картину тема - это подлинность и фальшь. Так или иначе, тема эта проходит лейтмотивом через весь фильм. Есть ли фальшь в истинном, и сколько правды в подделке?
Принимая хитроумное, затейливое притворство за любовь, этот прожжённый скептик испытывает подлинное счастье, чувство которое ему было неведомо на протяжении всей его достаточно долгой жизни.
И когда в финале он стоит в своей разграбленной сокровищнице то постигает огромное, чудовищное чувство потери. Потери не бесценных картин, нет, потери Любви. И он бросается искать любимую не для того, чтобы вернуть украденное, а чтобы вернуть Любовь.



Есть в фильме и другая тема - тема одиночества. Бесконечно одинок герой Джеффри Раша в начале фильма и горестно одинок в конце.
Теперь, что касается актёрского ансамбля. У Торнаторе превосходный нюх на то, кого снимать в своих фильмах. Ведь, чтобы раскрыть всю глубину этой проникновенной и достаточно необычной, романтической и в то же время загадочной истории - триллера, нужны были весьма незаурядные лицедеи. К счастью, такие нашлись.
Ну, то, что Джеффри Раш – актёр таланта величиной с Эверест, общеизвестно. Вспомним, как искромётен был он в роли капитана Барбоссы в «Пиратах» или логопеда в «Король говорит!» И то, что режиссёр на эту роль выбрал такую яркую личность – стопроцентное попадание. Актер блистателен, но и партнёры его стоят. Великолепен колоритный седобородый Дональд Сазерленд, великолепен Джим Стерджесс, играющий механика-самородка, выполняющего заказы Вергилия, великолепна обворожительная и чувственная Сильвия Хукс в роли роковой женщины.


Дональд Сазерленд


Джим Стерджесс

Благодаря им картина освещена какой-то магией и, в то же время, подлинностью, заставляя наслаждаться этой неподдельной историей рождения страсти.

Вспомнилась вдруг, по ассоциации очевидно, история случившаяся однажды с Бубой Кикабидзе. Историю эту я вычитал в каком-то советском журнале, кажется в "Крокодиле", где-то в середине 80-х.
Однажды в квартире Кикабидзе, в Тбилиси, раздался телефонный звонок. Звонил мужчина, который представился ассистентом режиссёра Никиты Михалкова.
Он сообщил популярному певцу и актёру, что Михалков снимает новый фильм о русском художнике Леоне Баксте и предлагает Кикабидзе сыграть в нём главную роль.
Кикабидзе был заинтригован и на вопрос звонившего может ли тот зайти и обговорить детали, ответил согласием и дал свой адрес.
Через какое-то время этот человек приехал, и они немного побеседовали. Тот сказал, что ему нужно сейчас принципиальное согласие актёра, а потом ему позвонят и скажут когда начнутся съёмки.
Затем, смущаясь, этот ассистент, сетуя на какие-то обстоятельства попросил взаймы у Кикабидзе 30 рублей и получив откланялся.
На следующий день Вахтанг Константинович пошёл в библиотеку и взял всё, что было о художнике Леоне Баксте. Проштудировав литературу и узнав о жизни и творчестве художника всё, он стал ждать вестей от Никиты Сергеевича. Но, так и не дождался.
Проходит время и на каком-то мероприятии киношном, Кикабидзе встречается с Михалковым. Естественно он спрашивает у последнего, собирался ли он снимать фильм о Баксте, на что удивлённый Михалков отвечает отрицательно. И тогда Буба рассказывает ему эту историю.
Михалков посмеялся, затем задумался и сказал, - “А знаешь, чтобы всё узнать о художнике Баксте, 30 рублей не жалко”.

Ну, вот как-то так.

среда, 4 декабря 2013 г.

Дождь за стеной, или как я провёл конец недели.


 Так получилось, что конец недели прошёл у меня  под знаком двух муз. Сначала Мельпомены  -  повезло попасть в театр "Ильхом", - а затем Эвтерпы, покровительницы лирической поэзии и музыки, а значит и бардовской песни.
Итак, театр “Ильхом”. Надо сказать, театр этот стал одной из достопримечательностей Ташкента, одной из его жемчужин. Билетов не достать, на премьерах весь артистический бомонд и дипломатический корпус. Бегущая строка на табло доносит перевод спектакля для иностранных зрителей не знающих русский язык.  Холл театра - синтез артистического кафе, картинной галереи, с постоянно меняющейся экспозицией и  библиотекой,  куда каждый может принести свои книги и взять понравившиеся, либо положить деньги, столько, сколько не жалко.






Теперь собственно о зрелище, которое довелось увидеть в пятничный вечер. Спектакль “Дождь за стеной”.  Сам автор, Юрий Клавдиев, определил  это действо как “саундрама”, не знаю, что это означает, но я бы это назвал иначе - "чёрная трагикомедия", в которой участвуют бомжи, менты, наркоманы, Шерлок Холмс, д-ра Ватсон, Юрий Гагарин  и  В.И.Ленин.

Дождь за стеной












 
Действие происходит в заброшенном, идущим под снос доме, где среди людских отбросов, бомжей и наркоманов скрываются от правосудия юные брат и сестра. Несколько месяцев назад сестра убила молотком отчима, насиловавшего её  младшего брата.
Разворачивается эта бьющая по нервам история под живую музыку группы “Omnibus и совершенно завораживающую, говорящую гитару Руслана Тихонова из рок-группы “All Tomrrows Parties”.

alt
Впечатление от спектакля можно выразить кратко.
Очень СИЛЬНО. Очень СТРАШНО. И очень МЕРЗКО.
СИЛЬНО,  это  к режиссуре и запредельно-неистовой игре актёров. Я давно не видел такого мощнейшего надрыва. Не знаю, как они потом  снимали стресс, но несколько миллиардов нервных клеток были безвозвратно сожжены на этом лицедейском костре.
СТРАШНО,  относится к сюжету, к самой истории и тому, как история эта  была подана режиссёром.
И, наконец, МЕРЗКО, к той страшной обыденности современного техногенного мира, где общечеловеческие ценности попраны, где люди превращены в животных, а  низменность возведена в добродетель. Ещё более это ощущение усиливает насыщение диалогов ненормативной лексикой (на мой взгляд, немного излишней).
Мира,  где символом справедливости становится молоток,  обрушенный девочкой-подростком на голову насильника-педофила.

И всё. И только молний пересверк.
И всё. И не остановился век.
Какое это чудо – Человек!
Какая это мерзость
 – человек.

Писал когда-то Роберт Рождественский. Строки,  на мой взгляд, ярко  иллюстрирующие  эту драму.
В финале начинается дождь, который всё усиливается и усиливается, по нарастающей. Как будто вновь начинается всемирный потоп, призванный очистить Землю от скверны, от грязи, от мерзости. Дождь  очистительной надежды.
 
alt

Ну, а в субботу, в бывшем "Швейнике", а ныне Дворце культуры МВД, посмотрел заключительный концерт фестиваля бардовской песни “Осенний аккорд”.  Здесь уже получил совершенно другие эмоции. Разные песни, разные исполнители, кто-то более, кто-то менее талантлив, но всех объединяло одно – доброта. Песни смешные, печальные, лирические, философские, но все согретые добротой. Два с лишним часа психологического комфорта. 
Вот небольшой фоторепортаж (фото Тамары Санаевой, за что ей сердечное спасибо).

Патриарх бардовской песни Сэм (Леонид Пузырёв).










Друг моей бесшабашной юности Сашка Баладурин.


Новое поколение. И надо сказать, очень многообещающее.




А ведь нас ещё не так мало!



Ну вот как-то так.

среда, 30 октября 2013 г.

Уж сколько их упало в эту бездну

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала-тоже!
Прохожий, остановись!
Марина Цветаева.
Эти пронзительные строки Марины Цветаевой, неизменно всплывают в моей памяти при посещении своих родителей на так называемом “коммунистическом” участке боткинского кладбища. А навещаю я могилы родных людей минимум четыре раза в год, - даты рождения и смерти, - а иногда и чаще.



Участок этот представляет собой отдельное кладбище, отделяемое от основного улицей, если память мне не изменяет, когда-то называвшейся Чизельной. По ней в незапамятные времена ходил трамвай.
Создано оно было, как мемориальное и хоронили на нём выдающихся людей города независимо от национальной и религиозной принадлежности.
Здесь, например, похоронен Абдулла Авлони — известный узбекский литератор, педагог и просветитель, который был также одним из лидеров джадитского движения.
В начале этого года имя Авлони прозвучало в криминальной хронике. 17 февраля 2013 года в Ташкенте была убита его 91-летняя дочь Хакима Авлоний, предположительно с целью грабежа.



Если есть время, я люблю бродить среди памятников этого пантеона, среди могил известных деятелей культуры, спорта, науки живших и творивших в нашем городе.
Рядом с моими папой и мамой, погребен Ишия Абрамович Айзенштейн, человек подаривший городу часы-куранты.



Также недалеко находится могила друга моей юности, о котором я уже писал, - Валеры Нисенбойма.



Погиб он от чудовищной врачебной ошибки. Эту историю использовал в своём романе “Тварь” Владимир Баграмов. Вот отрывок.
“Катя села за стол, что-то делать было незачем, да и дел не было. Болела голова, но, слава Богу, это была не та боль, от которой после смерти мужа сходила с ума.
Умер он внезапно, из-за глупейшей ошибки лечащих врачей.
Хронический гайморит лечится легко, в стадии обострения делается прокол, промывание и антибиотики – просто и эффективно. Он простудился, в гайморовых полостях скопился гной, и вместо прокола ему стали греть полости. Скопившаяся ядовитая жидкость пошла в лобные пазухи, оттуда в мозг. Нелепая смерть красивого и талантливого человека.
Как она жила эти годы после его смерти – история грустная и больная. Головные боли, спазмы сосудов и чёрная, ужасающая тоска…”
У Валеры остались сын и вдова Нина, ставшая впоследствии женой и музой Владимира Баграмова. Катя в романе это прообраз Нины. Сын Валеры сейчас живёт и работает в далёком городе Париже.
Путь к Валере ведёт через аллею на которой расположены могилы офицеров -“афганцев”.
Практически у всех одна и та же дата смерти, дата последнего боя.



На этой же аллее похоронен Борис Пармузин, известный когда-то писатель, автор остросюжетных произведений. Он часто печатался в “Искателе”, популярнейшем приложении к журналу “Вокруг света”.



Писатель Валентин Овечкин, человек трагической судьбы, также обрёл здесь последний приют.
Всесоюзную славу Валентину Овечкину принёс цикл из пяти очерков, опубликованных в начале 50-х годов в журнале «Новый мир» под общим названием “Районные будни”. Это были даже не очерки, их можно назвать документально - художественная проза. Это были очень острые для того времени произведения показывающие реальную, без ретуши, экономическую и социальную жизнь российской глубинки. За это он в конечном итоге и поплатился.
Его начинает травить партийно-бюрократическая братия и, в состоянии депрессии, он предпринимает попытку самоубийства, стреляет себе в висок из мелкокалиберного ружья. Врачи его спасают, проведя тяжелейшую операцию. Но как следствие – потеря одного глаза и тяжелейшая депрессия, которую он лечит традиционным русским лекарством.
В 1963 году Овечкин уезжает к сыновьям в Ташкент, где прожил, оставаясь в депрессии, недолгих пять лет. Ушел из жизни Валентин Владимирович Овечкин 28 января 1968 года.
Ну, а после смерти он вдруг сразу стал большим писателем, о нём вспомнили, признали его большой вклад в советскую литературу и объявили зачинателем «деревенской» прозы. Сразу оказалось, что у него целая куча друзей, множество учеников и последователей. Написаны десятки диссертаций по творчеству Овечкина.
В общем, как пел мой любимый Высоцкий:
Не скажу о живых,
А покойников мы бережём.



Здесь же покоятся, самые значимые для литературного Ташкента фигуры – Татьяна Сергеевна Есенина и Александр Аркадьевич Файнберг.
Татьяна Сергеевна, дочь великого русского поэта Сергея Есенина, попала в Ташкент в годы войны, будучи эвакуированной сюда вместе мужем и сыном. Полвека, до конца своей жизни прожила она в нашем городе работая корреспондентом газеты «Правда Востока» и научным редактором в издательствах Узбекистана.



Александр Аркадьвич Файнберг – настолько гигантская фигура для нашего города и о нём столько написано, что я просто молча склоняю голову перед его могилой, повторяя в памяти его строки:

«С пустою переметною сумой
от всех базаров, где торгуют славой,
я по сухим, по выгоревшим травам
пришел к своей могиле, как домой.

И хочется сказать, что заслуживает он памятник более достойный.



Из выдающихся спортсменов нашедших здесь последний приют, самая любопытная фигура, конечно Сидней Джексон, по сути создавший узбекскую школу бокса.
Родился он далеко от этих мест, в Нью-Йорке. С 6 лет начал заниматься боксом, а в 18 становится профессионалом. В начале Первой мировой войны попадает в Россию и остается в ней жить. Затем переезжает в Ташкент, где стал работать тренером. О невероятной судьбе Джексона (или Джаксона, как написано на памятнике), ташкентский писатель и боксёр Гергий Свиридов написал книгу, «Джексон остается в России».
Многие его ученики достигли больших высот, как в спорте, так и на других поприщах. В частности воспитанниками Джексона были - Герой Советского Союза, писатель Владимир Карпов, уже упоминавшийся писатель Г.Свиридов, тренер сборной СССР по боксу Борис Гранаткин, в свою очередь воспитавший чемпиона мира Руфата Рискиева.



Могила Гранаткина, тоже недалеко.



Кстати где-то здесь покоится прах ещё одного афроамериканца, - Оливера Голдена, деда по матери известной телеведущей Елены Ханги. Мать Елены родилась в нашем городе в 1934 году. Могилу Оливера не нашёл, возможно повезёт в другой раз.

Недалеко от Татьяны Есениной покоится Владислав Крестьянников. Вот, что о нём говорится в Википедии.
Крестьянников Владислав Сергеевич — трехкратный абсолютный чемпион СССР, абсолютный чемпион по парашютному спорту. Обладатель 49 мировых рекорда. Совершил 3578 прыжков. Мировой рекордсмен в дневных и ночных групповых прыжках на точность приземления. Заслуженный мастер спорта СССР. Обладатель Золотой медали Международной федерации парашютного спорта.
На VIII первенстве мира (1966) — он сильнейший парашютист планеты, абсолютный чемпион мира. Его стилю падения, технике выполнения фигур, работе под куполом парашюта учились многие парашютисты мира.
В ноябре 1969 г. он трагически погиб на охоте.



А вот председатель совета Союза спортивных обществ и организаций Узбекистана Владимир Митрофанов, именем которого был назван Дворец водного спорта.
Нет уже ни Дворца, ни такой должности, ни самого Митрофанова. Осталась только память.



Скромный памятник на месте последнего успокоения выдающегося учёного, врача, хирурга Петра Фокича Боровского, одного из основателей медицинского факультета САГУ. Его именем названо медицинское училище, и улица на котором оно расположено.



Случайно наткнулся на памятник Эмилю Юнгвальд Хилькевичу, отцу известного кинорежиссёра. Хидькевич-старший был выдающийся оперный режиссёр и педагог. Народный артист Узбекистана. Один из основателей узбекской оперы.



Вот такая получилась маленькая экскурсия. На главном кладбище Боткина, похоронены очень многие выдающиеся личности, но сделать подобный репортаж об этом, вряд ли смогу, ни сил ни времени, к сожалению, нет, хотя и там есть родные для меня могилы. Может кто-то возьмёт на себя этот труд, ибо как сказал Роберт Рождественский:

Вспомним всех поимённо.
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым.
Это нужно живым.

В Ташкенте есть ещё мемориальные кладбища, в частности кладбище “Чигатай”, где похоронены Сергей Бородин, Михаил Шевердин, Владимир Липко, Наби Ганиев и многие другие выдающиеся личности. На кладбище “Чиланзар Ота” похоронен Талат Нигматулин, звезда фильма “Пираты ХХ века”.
А я завершил свою прогулку и ухожу жить дальше. А в голове опять всплывают цветаевские строки.

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала-тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти -- слепоты куриной
И маков набрав букет-
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь-могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
-- И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.

Вот как-то так.

воскресенье, 1 сентября 2013 г.

Грушевая суббота


Субботний фоторепортаж

Моя очередная суббота прошла под знаком Груши.
Нет, имеется в виду не женское имя, а фрукт.
Я был приглашён на хутор атамана Тутова на заседание Малого Совнаркома “Писем о Ташкенте”
Повестка дня состояла из оценки грушевого напитка крепостью 60о  - широко известного в узких кругах как “Тутовка грушовая” – и просмотр редких видеороликов о старом Ташкенте.

Стол заседаний поражал своей функциональностью. Здесь основным ингредиентом была груша, которая была представлена как в своём натуральном виде, так и в виде главного напитка. Компот также был сварен из этих жёлтых плодов.
Закуска состоящая из шашлыков и салата “ачучук”, должна была оттенить необыкновенный вкус знаменитого напитка.



На заседании присутствовали – атаман Алексей Тутов, Виктор Фесенко, Евгений Смехов, автор этого репортажа Владимир Фетисов и примкнувшая к ним Татьяна Вавилова.
 






После официальной части, где по достоинству была оценена легендарная “Тутовка”, участники перешли в кинозал, где состоялся просмотр и обсуждение раритетных видеороликов.





Особый интерес вызвала у “малосовнаркомовцев”, коллекция холодного оружия атамана. Ведь, как известно:
Только сабля казаку во степи подруга.
Только сабля казаку в степи жена.


                                                                                                
Затем, началась неофициальная часть, состоящая из продолжения дегустации грушевого напитка и импровизированного концерта силами самих участников.


 

 
Завершилось мероприятие тёплым расставанием и решением продолжить заседания с расширением числа участников.




Вот как-то так.

четверг, 29 августа 2013 г.

АПАЧИ! АПАЧИ!


 
Я такую книжку в детстве прочитал
А её название в строчку написал
Ружья, тамогавки, запахи костров
Копья, луки, стрелы, скальпы с черепов
Игорь Решетников.



Книги про индейцев, в детстве были мною зачитаны до дыр. Прочитал всё, что было издано в СССР, а издано было довольно много. Индейцы хорошо вписывались в советскую пропаганду о безудержной эксплуатации и геноциде американскими капиталистическими хищниками этого коренного народа Северной Америки. Книги Фенимора Купера, Майн Рида, Карла Мая, стали одними из самых любимых книг нашего детства. Оцеола вождь сименолов, Чингачгук, Виннету, стали для меня и моих товарищей по играм символами благородства, мужества и героизма. И в индейцев мы играли довольно часто, делая самодельные луки и стрелы, томагавки, сооружая во дворах вигвамы из веток, фанеры и старых одеял. Подростки всегда склонны к романтике, и надо сказать не только в советское время. Помните  рассказ Чехова «Мальчики». Там два друга, начитавшись  Майн Рида решили сбежать в Америку, один из них называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь, а своего товарищабледнолицый брат мой”. Имя Монтигомо Ястребиный Коготь, звучит и в книге Каверина «Два капитана». Капитан Татаринов подписывал этим именем свои письма. Очевидно, он и полярным исследователем стал, в детстве заразившись индейской романтикой.

Кинематограф, также отдал дань этой тематике, и едва появлялось новоекино про индейцевмы, подростки, сломя головы, бежали в кинотеатры. В основном потчевали насюгославско-гэдээровскойпродукцией с чётко расставленными акцентами, а в роли главного индейца выступал югославский актёр Гойко Митич.


 
Случалось, залетала на наши экраны и голливудская продукция в этом жанре, но очень редко. Я, честно говоря, кромеЗолота Маккеныничего и не припомню. Страшный и совершенно потрясший меня  фильмСолдат в голубомо бойне в Сэнди Крик я увидел будучи уже достаточно взрослым.
Ну, вот это такая преамбула, а амбула состоит в том, что живых индейцев я никогда в жизни не видел, до 24 августа этого года. А 24 августа я, совершенно случайно был приглашён в Центр национальных искусств на открытие Недели Американской индейской культуры в Узбекистане.
Ну, индейцев было не так уж и много, всего двое. Мужчина и женщина.
 



Мужчина Кен Дунканувы, уже не Монтигомопредставитель племени Апачей. Певец, музыкант, демонстрирующий игру на индейских народных музыкальных инструментах и поющий народные индейские песни.
И женщинаБарбара Орнелас (тоже, к сожалению, не Покахонтас). Она представитель пятого поколения ткачей племени Навахо. Её немногочисленные работытканые коврики были представлены на втором этаже центра.
На открытие недели собрался представительный дипломатический бомонд во главе с американским послом Джорджем Кроллом. Кроме него были - посол Украины в расшитой украинской рубахе, представитель посольства России (сам посол был в отъезде) с усами а-ля Тарас Бульба, больше подходящими его украинскому собрату, посол Польши и другие бойцы дипломатического фронта.
Во вступительном слове посол США, поделился тем, как близка лично ему культура североамериканских индейцев и сравнил коренных жителей Америки с узбеками, подчеркнув при этом, что и коренные жители Узбекистана в своё время подверглись попытке ассимилляции. Хотелось, конечно, возразить, что здесь в отличие отфорпоста демократиине было резерваций, да и американская попытка ассимилляции, судя по именам краснокожих гостей, всё таки удалась, но не стал портить послу обедню.
Ну, а дальше собственно началось, то ради чего я и пришёл на это мероприятие.
Джон Кеннан, индеец с поразительно благородной внешностью поразил меня своим искусством. Сначала он спел песню под ритм бубна удивительно похожим на узбекскую дойру. Песня на очень красивом, певучем языке. О девушке, которая сказала, что как ручей унес пригоршню брошенных ею в воду листьев, играя на флейте, молодой индеец унес ее сердце.

 
А затем он сыграл на инструменте очень похожим на флейту. Сыграл изумительно, а мелодия чем-то напоминала  бесподобную «El condor pasa».  И на этом его выступление закончилось, а хотелось слушать и слушать.
Пригласили всех наверх полюбоваться ковриками Барбары.


А полюбоваться было чем, и лишь опять сожаление, что мало. Подходя к одной из работ мастерицы все непроизвольно восклицали – “Марио”. И действительно, то ли намеренно был выткан знаменитый сантехник, герой компьютерной игры в которую играли мои дети, а теперь и внуки, или просто получилось похоже.

 


Впрочем, были и более традиционные работы, похожие к моему удивлению на произведения тканного искусства мастериц Узбекистана.

 

Закончился же этот дивный вечер фуршетом с красным и белым вином, что ещё значительней подняло моё и так достаточно высокое субботнее настроение.

Ну вот как-то так.