среда, 14 августа 2013 г.

Кино нашего детства



Моё знакомство с кинематографом началось в 1957 году, когда родители повели меня, в первый в Ташкенте, недавно построенный, широкоэкранный кинотеатр “Ватан”. Нет, фильмы я смотрел и раньше. В доме отдыха, где отдыхал с мамой и сестрой, возможно где-то ещё. Но запомнилось мне это довольно смутно. А тут, большой, просто гигантский, по моим понятиям экран и впечатление такое же огромное, поэтому в память врезалось довольно отчётливо.
Фильм, который мы тогда пришли смотреть, был французский и назывался - “Если бы парни всей земли”. История о том, как на рыболовном судне все заразились некоей страшной болезнью, и им срочно было нужно какое–то лекарство и радиолюбители всех стран, чего-то там предпринимали, чтобы это лекарство туда доставить. Но перед фильмом показали анонс фильма “Илья Муромец”, говоря сегодняшним языком, - трейлер. Скоро, на нашем экране, смотрите, и так далее. Ну, а там богатыри, Соловей разбойник, Змей Горыныч, а мне пять лет, и вот я весь фильм, который про это лекарство, которое никак не доставят, пытаю маму с папой, где Илья Муромец со Змей Горынычем, когда же, наконец, его начнут показывать.



И когда, через какое-то время в том же “Ватане”, началась демонстрация этого совершенно потрясающего, для того времени фильма Александра Птушко, меня конечно повели смотреть.
Потом там же смотрел я, “Дон Кихот”, опять с родителями конечно. Мало, что понял, но сцена где бурдюки с вином превращаются в чудовищ и идальго пронзает их мечом, меня немного напугала и поразила. А в конце Дон Кихота было очень жалко.



До того, как я стал ходить в кино самостоятельно, а это началось с первого класса, чаще всего меня водила туда моя сестра. В первую очередь это был кинотеатр “30 лет комсомола”, незабвенная “Тридцатка”, благо находилась она в полутора кварталах от нашего двора. А летом конечно “Хива” и “Фестиваль” - кинотеатры на открытом воздухе. Какие запомнились картины. Вот чешский шпионский детектив “Поющая пудреница” сильное впечатление на меня произвел, ну ещё бы, там три друга-подростка стали снимать какой-то любительский фильм и однажды увидели в парке на скамейке человека с кем-то разговаривающего, хотя вокруг не было ни души. Они стали за ним следить и разоблачили шпионов, которые охотились за каким-то секретным изобретением. Или “Капитан “Старой черепахи”, где чекисты Одессы ловили контрабандистов и контриков.



“Ловцы губок“, - первый фильм, на который я пошёл без сопровождения взрослых, сам в кассе купил билет и очень этим гордился. Фильм о тяжёлой судьбе водолазов, собирающих губки на дне моря в условиях капиталистической эксплуатации. Главный герой в результате кесcонной болезни - там хозяин судна чего-то нахимичил с часами и он провёл под водой вдвое больше времени - стал инвалидом и, в конце фильма, от безысходности погружается в воду и перерезает кислородный шланг. В роли несчастного водолаза снялся совсем молодой Юрий Васильев, сыгравший впоследствии главную роль в “Журналисте” Герасимова.
С тяжёлым сердцем выходил я из кинотеатра.



А как я переживал, смотря первый раз “Последний дюйм” по рассказу, напрочь ныне забытого Джеймса Олдриджа. Фильм о мужестве, о преодолении страха, а ещё о безграничной любви сына к отцу. А какая там была потрясающая песня. «Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня…»
А ещё подводные съёмки, которые тогда были в диковинку.



Каждый день в школу мне давали деньги на обед, но я каждый раз старался сэкономить, чтобы потом, заплатив полтора или два рубля пятьдесят копеек (до 61-го года), в зависимости от времени сеанса, погрузиться в волшебный мир кино. Сначала, конечно сказки. У нас в стране были замечательные киносказочники, - Александр Роу, Александр Птушко, Надежда Кошеверова и позже Ролан Быков. Какие они снимали сказки. Впомните. “Марья искусница”, “Морозко”, “Садко”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Королевство кривых зеркал”, “Алые паруса”, “Айболит-66”.





А после сказок, фильмы про шпионов и милиционеров. Ну, что может быть увлекательнее. Борьба наших мужественных героев против негодяев шпионов и бандитов. Замечательный фильмы “Тайна двух океанов” с Игорем Владимировым и Павлом Луспекаевым и “Дело Румянцева” c “брутальным”, как сказали бы сейчас, Алексеем Баталовым, одни из самых ярких представителей этого жанра.





В 1965 году в “Роман – газете” (был такой литературный журнал) я прочёл роман Кожевникова ‘Щит и меч”, а вскоре вышел и одноимённый фильм Владимира Басова, который, на мой взгляд, значительней первоисточника. Может быть за счёт потрясающего актёрского состава.



Свои первые роли там сыграли, Станислав Любшин и Олег Янковский, будущие великие русские актёры. А ещё Алла Демидова, Юозас Будрайтис, Валентина Титова, Николай Засухин, Вацлав Дворжецкий, Людмила Чурсина, перечислять очень долго, да и сам Владимир Басов сыграл в своём фильме небольшую роль Бруно.
А немного позднее вышел не менее замечательный фильм “Ошибка резидента” с Георгием Жжёновым, Михаилом Ножкиным и песней о певунье. Песня эта моментально вошла в мой репертуар.



А какой трогательный был фильм “Ко мне, Мухтар”. Разве можно сравнить его с тем современным Мухтаром, который ныне показывают по НТВ или даже с немецким Комиссаром Рексом.



Чисто приключенческими или фантастическими картинами, советский кинематограф нас не очень баловал, и когда на экраны вышел фильм “Человек – амфибия” это было сродни термоядерному взрыву. Какие очереди стояли в кинотеатры. И опять одного просмотра нам было мало, и мы снова и снова с разными ухищрениями прорывались в кинозал, чтобы опять и опять сопережевать Ихтиандру и Гуттиэре, презирать и ненавидеть Педро Зуриту.



Музыка Андрея Петрова, это был его дебют в кино и две замечательные песни, одна из которых “Эй, моряк”, в стиле буги-вуги моментально ушла в народ. На нашей улице жили сёстры-близняшки Кухаренко (имён, к сожалению, не помню). Года на три-четыре постарше меня, они были, что называется оторвы. Дерзкие, хулиганистые, занимались велоспортом. И вот помню, в первый же вечер, того дня, когда в “Тридцатке” пошёл этот фильм, блокбастер, как бы сейчас сказали, они дефилировали по нашей улице и громко орали, - “Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно. Там бы, там бы, там бы, там бы пить вино”
Какой мальчишка не любит фильмы про ковбоев. Риторический вопрос. Благородные герои в широкополых шляпах, без промаха стрелящие из своих “кольтов” и метающие ножи, скачущие по прериям и пампасам на своих благородных мустангах, “злодея слезам не дающие остыть” и как награда в конце обретающие любовь белокурых красавиц. Это всё называется вестерн. И вот в 1966 году выходит наш отечественный вестерн, а вернее истерн, всётаки восток - “Неуловимые мстители”. В нем было всё, что мы так ценили – драки, погони, перестрелки, верная дружба и конечно юмор (один только Крамаров чего стоил, да и Борис Сичкин в роли Касторского был неподражаем). “А вдоль дороги, мёртвые с косами стоят. И тишина…” Не было там, правда белокурых красавиц, но нам оно и не очень тогда было надо.



А уже на исходе моего отрочества, я только окончил школу, вышел ещё один истерн “Белое солнце пустыни”. История создания этого фильма, сама похожая на детективный сюжет, я думаю известна всем, ну, а кому неизвестно, может прочитать в Википедии, там довольно подробно написано. И как режиссёры менялись, а потом и актёры то же, и как Луспекаев совершил актёрский подвиг, сыграв на протезах все сцены с драками, и как комиссия Госкино картину не приняла и постановила смыть, и как случайно она попала на дачу Брежневу и он посмотрев пришёл в полный восторг и фильму тут же дали высшую категорию. Ну и то, что у наших космонавтов фильм этот вроде талисмана. А песня Окуджавы давно стала не просто песней.



Ну, и конечно, комедии. Наверное самый любимый киножанр, в то время. В 1961 году выходит фильм “Человек ниоткуда” по жанру - комедийный, сатирический и фантастический. Нам, мальчишкам фильм понравился безумно. Сатирическую составляющую мы тогда понимали не очень, но вот то, что фантастика и комедия, это было главным.



Сняли его из проката очень быстро. В отличие от нас, Суслову картина не понравилась, газеты фильм моментально раскритиковали, Шуров и Рыкунин спели куплеты на злобу дня:

На «Мосфильме» вышло чудо
С «Человеком ниоткуда».
Посмотрел я это чудо —
Век в кино ходить не буду!

И фильм надолго положили на полку, до 88-го года.
Эльдар Рязанов, - великий мастер кинокомедий, только мы тогда не задумывались, кто конкретно снимает фильмы, да и роль режиссёра представляли себе слабо. Но настоящий фильм, подлинное искусство конечно отличали сразу, поэтому следующий фильм Мастера “Гусарская баллада” имел у нас успех оглушительный.



Пересматривали по нескольку раз. А песню про Анри четвёртого моментально выучили и дружно распевали:

Жил-был Анри Четвертый,
Он славный был король,
Любил вино до черта,
Но трезв бывал порой.

Я уже рассказывал, что летом 1966-го года, я как ребёнок (было мне 14, но считалось, что всё равно ребёнок), пострадавший от землетрясения был отправлен в посёлок Рощино Ленинградской области, в пионерский лагерь “СЭВЭнергострой” Тогда, практически всех детей вывезли из Ташкента и распределили по самым лучшим детским здравницам по всей нашей огромной стране. Лагерь наш находился в хвойном лесу на берегу озера, место изумительное, говорят, сейчас там понастроили коттеджи питерские хозяева жизни, но речь не об этом. В лагере я сдружился с двумя замечательными ребятами, ленинградцами – Сашей Александровым и Сашей Дементьевым, к сожалению, не знаю, что с ними стало потом. Так вот, во время пересменки они уехали домой, а мы, ташкентцы, остались в лагере. Через несколько дней они вернулись, и взахлёб, перебивая друг друга, в лицах, рассказали мне содержание новой комедии “Берегись автомобиля”. Они были в таком восторге, и так подробно, со всеми цитатами рассказали мне этот фильм, что когда, приехав в Ташкент, я пошёл его смотреть, содержание я уже знал. Но удовольствие, тем не менее, получил огромное. Ещё бы, комедия, детектив, вернее больше пародия на детектив в одном флаконе. Да плюс опять актёрский состав.



А вот комедию “За двумя зайцами”, я смотрел в кинотеатре “Мир”, что находился в Шумиловском городке. В этом районе Ташкента жили мои бабушка и дедушка и я довольно часто гостил у них, на выходных или на каникулах. С местными ребятами играл, купался в речке Кара-Су и конечно ходили в ближайший кинотеатр. Помнится, в весьма молодом возрасте, лет 11-12 я посмотрел в компании сверстников “Развод по –итальянски” с Марчелло Мастрояни и Стефанией Сандрелли, позади нас сидели какие – то дамы и всё время возмущались, как это детей могли пропустить на такой фильм. А однажды мы поехали в гости к бабушке с дедушкой вместе с мамой. Сойдя с 5-го автобуса, шли мы мимо кинотеатра, и я увидел афишу фильма “Оливер Твист” и уговорил маму пойти в кино. Мама купила билеты, мы зашли в зал и посмотрели фильм “Воскресение” с Матвеевым и Сёминой. Перепутали сеансы. Мама была очень довольна, чего не скажешь обо мне.



Но я отвлёкся. “За двумя зайцами”, - замечательная комедия снятая на киностудии Довженко с блистателным Олегом Борисовым.



Между прочим, режиссёр этого фильма Виктор Иванов, снял на той же киностудии фильм “Улица тринадцати тополей”. Очень трогательный фильм о Ташкенте, землетрясении и любви. Любви украинского хлопца Остапа и узбекской девушки Мастуры.



А вот две совершенно блистательные комедии, снятые двумя выдающимися режиссёрами, которые ни до, ни после этих фильмов комедий не снимали. Это “Верные друзья” Михаила Калатозова, через некоторое время снявшего “Летят журавли” и “Полосатый рейс” Владимира Фетина, режиссёра таких фильмов как “Донская повесть”, “Виринея”, “Сладкая женщина”



Автор сценария “Верных друзей” о приключениях трёх старых товарищей на плоту, - Александр Галич, и, когда у него начались трения с властью и он был вынужден эмигрировать, его фамилию тут же вырезали из титров. Но хоть фильм сохранился, и его показывали иногда. Меньше повезло тем фильмам, где перед властью провинились актёры, фильмы изымались из проката и клались на полку. Яркий пример Юлиан Панич, замечательный актёр, немного смахивающий на Жана Марэ. Стоило ему покинуть в 72-м году СССР и все его фильмы тут же исчезли. А ведь среди них были весьма неплохие. “Педагогическая поэма”, “Разные судьбы” и опять же комедия “Осторожно бабушка” с Фаиной Раневской и Ариадной Шенгелая.



Наверное, никогда в жизни я так не смеялся, как во время просмотра “Полосатого рейса”. Смотрел я его в компании друзей в “Тридцатке” и минут за двадцать - тридцать до сеанса, стоя в фойе, мы слушали гомерический хохот, доносившийся из зрительного зала, а потом когда постепенно выползли зрители предыдущего сеанса и начался наш сеанс мы сами стали содрогаться в конвульсиях смеха.



Интересный факт, режиссёр фильма Владимир Фетин – сын немецкого барона Фетингофа, вынужденного из-за понятных обстоятельств сделать обрезание своей фамилии.
А ещё были замечательные комедии “Неподдающиеся” и “Три плюс два”





Два фильма весёлого жанра, где я впервые увидел Высоцкого, не зная ещё, что это ВЫСОЦКИЙ. Великого Поэта я открыл несколько позже, о чём расскажу ниже. А комедии эти – “Штрафной удар” и “Карьера Димы Горина”





И, безусловно, комедии Гайдая. Опять же по несколько раз бегали мы в родную “Тридцатку” чтобы ещё раз посмотреть “Операцию Ы” и “Кавказскую пленницу”.





А вот Гайдаевский же фильм “Деловые люди” я смотрел не то в “Хиве”, не то в “Фестивале”. Пошли мы туда с моим другом, одноклассником и соседом по улице Валерой Нойкиным и его дедом полковником Мусаиловым.



Совершеннейший шедевр разошедшийся на цитаты:

“Мне очень жаль Боб, но Боливар не выдержит двоих”
“Успеем добежать до Канадской границы”
“А куда смотрит президент?”

Вот в принципе, о комедиях, отечественных комедиях, всё, что помню. О зарубежном кино, и в частности зарубежных комедиях поговорим отдельно.
А нет, вот ещё вспомнил замечательную комедию. “Двенадцатая ночь” - Шекспир, Лучко, Медведев, Ларионова, Бруно Фрейндлих, Меркурьев, Лукьянов, Яншин, Вицин, Филипов. Просто праздник какой-то. Мандрапа пупа, мандрапа па.



Достаточно много выходило на экран фильмов революционно-патриотических. Некоторые из них были достаточно талантливые, а в главных ролях в них снимались очень красивые, харизматические актёры. Вот два фильма с с тогдашним кумиром, как бы сейчас сказали,- секс-символом – Олегом Стриженовым. Это “Овод” и “Сорок первый”



Овод, был снят по одноимённому роману Этель Лилиан Войнич, но говорят ей фильм не понравился, якобы она сказала, что совсем не это имела ввиду. А нам понравился. Как мы переживали сцену побега Овода-Артура, когда он обессиленный падает в двух шагах от свободы.
“Сорок первый” – гениальный фильм Григория Чухрая. Я до сих пор удивляюсь, как Чухраю удалось снять, такой фильм, с таким акцентом. Очевидно повезло с временем. Ни до, ни после не получилось бы. Ибо в фильмах, которые снимались до и после Чухраевского, если белый — то сволочь, гад и негодяй, а если красный — то образец в труде и в бою. Здесь же вообще нет положительных героев. И какая разница белые или красные появляются в конце. Трагедия неизбежна.



Это, на мой взгляд, лучший фильм о Гражданской войне, сейчас такой то же не снимут. Акценты поменялись на прямо противоположные. А работа оператора Сергея Урусевского просто запредельна. Олег Стриженов запомнился ещё в экранизации Достоевского “Белые ночи” в роли Мечтателя.



Кроме Стриженова, секс-символами того времени были Вячеслав Тихонов, Василий Лановой, Алексей Баталов, Николай Рыбников, Георгий Юматов. Девочки наши, сверстницы и одноклассницы, оченно увлекались харизматическими актёрами-мужчинами. Смотрели по несколько раз фильмы с участием своих кумиров, собирали фотографии и буклеты, грезили по ночам.



Да, вот ещё один кумир – Леонид Харитонов. Помните эпизод фильма “Москва слезам не верит”, открытие Дней французского кино. Харитонов играющий сам себя подкатывает на “Победе” и поднимается по ступенькам сопровождаемый восторженным шёпотом зрителей, - “Харитонов, Харитонов”



Много, много прекрасных актёров рождала советская земля. Нельзя не вспомнить Юрия Яковлева, блистательно сыгравшего Мышкина в “Идиоте” и поручика Ржевского в “Гусарской балладе”. Михаила Козакова , гениального актёра, красава, играл он, правда, чаще всего отрицательных героев. Как сыграл мерзавца в своём дебюте, в фильме Ромма “Убийство на улице Данте”, так и продолжал, то Педро Зурита, то фашист-садист, то работорговец в “Евгении Гранде”



По работам в кино того времени, чемпион был, я думаю Тихонов, как по количеству сыгранных им ролей, так и по качеству, то есть популярности картин где он сыграл. “Дело было в Пенькове”, “Мичман Панин”, “Чрезвычайное происшествие”, “Жажда”, “Две жизни”, “Оптимистическая трагедия”, “Война и мир”, “Доживём до понедельника”. Что ни фильм, то жемчужина.



“Доживём до понедельника” - один из самых моих любимых фильмов, смотрел, и буду смотреть его много раз, потому что этот фильм немножко и про меня.



А до этого замечательный был фильм о школе, - “Друг мой Колька”, дебют Александра Митты. Савелий Крамаров уморительно распевал, модную тогда “Мамайокеро” и вероятно вперыве в кино прозвучала песня Булата Окуджавы.



Сильный фильм на школьную тему - “А если это любовь?” C Жанной Прохоренко и совсем юными Андреем Мироновым и Евгением Жариковым.



А когда вышел фильм Бондарчука “Война и мир” мы как раз проходили роман Толстого в школе, в 9-м классе и Евгения Михайловна повела весь наш класс в Панорамку.



Детство и отрочество наше проходило во времена Хрущёвской оттепели, и даже после снятия Никиты Сергеича, морозы наступили не сразу, а по инерции ещё снимались достойные фильмы, например картина “Мне 20 лет” Марлена Хуциева, ставшая манифестом шестидесятников. В кино пришла новая литература и в частности тогдашний кумир молодёжи Василий Аксёнов. Два фильма снятые по его произведениям очень сильно затронули струны наших юных душ. “Коллеги” и “Мой млаший брат” Чистые и честные фильмы о той молодёжи, о племени мечтателей, о времени “физиков” и “лириков”. “Коллеги” очень сильно напомнили мне трёх товарищей Ремарка, вернее наоборот, Ремарка-то я позже прочёл, но, скорее всего, Аксёнов был под влиянием этого великого романа, когда писал “Коллег”. Здесь тоже о верной дружбе, самопожертвовании и любви трёх друзей в исполнении молодых Ливанова, Ланового и Онуфриева.



“Мой младщий брат” - о метаниях молодых ребят и попытке найти себя в жизни, стал кинодебютом, сразу четырёх замечательных актёров, - Миронова (если не считать эпизодическую роль в “А если это любовь?”), Даля, Збруева и Ефремова. И потрясающая музыка Таривердиева. А жаргонные словечки из этих аксёновских фильмов сразу вошли в нашу речь.

- Ну, как дела старичок.
- Да так, как-то.
- Держи хвост пистолетом.



Как-то, году в 66-м, зять мой Валера Аракелов, вернувшись из Москвы, сообщил, что появились новые исполнители самодеятельной песни (тогда не было термина авторская или бардовская) - Высоцкий и Ким, и они по популярности опережают Окуджаву. И мне, во-первых стало очень обидно за Булат Шалвовича, потому что Окуджава для меня тогда был как Божество, я знал все его песни и пел их в школе и во дворе под гитару, и во-вторых почему то я решил что Высоцкий и Ким это дуэт. Помню, я тогда резко, с юношеской запальчивостью, сказал, что Окуджава великий поэт и он вне моды, он всегда будет популярен. Но фамилии эти я запомнил.
Потом, конечно, выяснилось, что и как актёра я Высоцкого видел и в уже упомянутых мной комедиях, и в “Увольнении на берег”, и в “713-й просит посадки”



Да и песни, как оказалось, я слышал. Ну, а потом вышел фильм “Вертикаль” смотрел я его в кинотеате “Мир”, а вот почему именно там, уже и не помню. Потом я услышал его песни в исполнении Валеры Нисенбойма, с которым приятельствовал, потом появились первые записи. А затем уже я не пропускал ни один фильм с его участием, особенно если он там ещё и пел. Когда Таганка приехала в Ташкент, в 72-м кажется, я посмотрел все спектакли с его участием и был на концертах, когда он приезжал в Ташкент.



Сразу за фильмом “Вертикаль” вышел фильм “Короткие встречи”, его я уже смотрел в ролной “Тридцатке”, а потом документальный фильм ленинградской студии, “Срочно требуется песня” где Высоцкий пел “Парус”



Ну что это я всё об отечественном кино, а ведь было ещё кино зарубежное. Фильмы итальянские, французские, реже американские, и очень много картин из стран социалистического содружества.
Самые любимые, конечно те, где сверкали клинки.

Шпаги звон, как звон бокала
С детства мне ласкает слух.

В этом отношении французские фильмы были вне конкуренции. “Фанфан Тюльпан” - первый фильм в этом жанре, увиденный нами. Весёлая история о приключениях французского повесы блестяще владеющего шпагой, не лезущего в карман за словом, не горящего в огне и не тонущего в воде. Герой, которому хотелось подражать.



Помните замечательный фильм Элема Климова «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»? Пионеры 60-х, мои ровесники, в летнем лагере с восторгом следят за искромётными приключениями Фанфана. Ограждая нравственность, пышную грудь Джины Лолобриджиды укрывают от взоров неокрепших душ, с помощью какой-то картонки, вызывая рёв и свист маленьких зрителей.
Потом появились “Три мушкетёра”. К тому времени книгу я уже прочёл и с нетерпением ожидал увидеть её экранное воплощение. И вот в зале кинотеатра “Искра” - именно там я впервые увидел фильм - погас свет, и всё оказалось точно как в книге, ну, может с небольшими сокращениями и отступлениями. Д’Артаньян - дуэлянт, интриган, любовник, мушкетёр со смеющимися глазами, могучий Портос, благородный Атос, таинственный красавец Арамис, холодная и безжалостная Миледи, захватывающие погони, драки и поединки. В общем, сплошные эмоции и восторг. Потом уже в “Тридцатке” посмотрел снова, потом ещё раз. Потом все пацаны из окрестных дворов враз стали мушкетёрами и проводили время фехтуя друг с другом самопальными шпагами. У нас в классе учился мальчик, Вова Быкадоров, обладающий большим художественным талантом, он прекрасно рисовал и лепил. Так он изваял из пластилина целую галерею персонажей фильма. Здесь были и мушкетёры, и гвардейцы, и Миледи и кардинал. Мы были в восхищении. Через какое - то время вышла вторая часть, - “Месть Миледи”, первая называлась – “Подвески королевы”. И всё пошло по второму кругу.



Потом появился фильм “Железная Маска” и мы подумали, что это продолжение “Трёх мушкетёров”. Однако к “Виконту де Бражелону” картина эта имела мало отношения. Из мушкетёров остался только Д’Артаньян в исполнении нашего тогдашнего кумира Жана Марэ, всё время восклицавшего, - “Видели бы вы меня 20 лет назад”, - да таинственный узник в Железной маске, судьба которого в фильме оказалась намного благополучней чем в книге. Но, тем не менее, фильм понравился. Недавно посмотрел его снова по каналу ТВЦ, и, знаете, получил огромное удовольствие. Правда сейчас, старые фильмы показывают, в основном, с закадровым переводом, тогда как мы смотрели дублированные и часть очарования пропадает. Ведь фильмы дублировали замечательные актёры, мастера дубляжа. Д’Артаньяна и многих-многих героев зарубежных фильмов дублировал, к примеру, Артём Карапетян, - какой голос был.



К фильмам жанра “плаща и шпаги” можно ещё добавить “Скарамуш” по книге Саббатини, где заглавного героя играл Жерар Барре, тот, что сыграл Д’Артаньяна и немецкий фильм “За мной, канальи”, похожий сюжетом на “Фанфана –тюльпана”
Ну, раз уж я вспомнил Жана Марэ, скажу, что все фильмы с его участием выходившие в советском прокате, неизменно сопровождались огромными очередями в билетные кассы. Наибольшим успехом пользовались три фильма, - Граф “Монте Кристо”, “Парижские тайны” и конечно трилогия о Фантомасе. “Фантомас” просто невероятной популярностью пользовался.



Комедия, детектив, фантастика и уморительно смешной комиссар Жюв. А Кенигсон гениально продублировал Луи де Фюнеса, и если я потом смотрел какой-нибудь фильм с Фюнесом и его дублировал кто-то другой, уже было не то.



В "Парижских тайнах", нас более всего привлекали сцены драк. Среди мальчишек ходила легенда, что Жан Марэ, дрался по настоящему и после фильма несколько месяцев пролежал в больнице залечивая раны, полученные при съёмках этого фильма.



Фильмы про Анжелику, которые в то время считались верхом эротики, у нас показали в каком-то странном порядке. Сначала показали третью часть, – “Анжелика и король”, мы её с ребятами смотрели в Панорамном, как раз в том возрасте, когда просыпается интерес к противоположному полу. Потом с небольшим промежутком первую часть, затем, опять же с промежутком вторую, а 4-ю 5-ю объединили под одним названием “Неукротимая Маркиза” и прошла она у нас уже в 80-е.



“Седьмое путешествие Синдбада”, - американский фильм – сказка по мотивам “1001-й ночи”- сейчас, рядом с современными компьютерными киноэффектами, кажется лубочной картинкой, но для нас пацанов, это был хит. Жуткий Циклоп, гигантская птица Рух, уволакивающая матросов на прокорм своим птенцам, скелет, лихо махающий саблей, гигантский дракон, и Синдбад, преодолевающий все опасности, чтобы спасти принцессу.
Просто дух захватывало.



Потом ещё был английский фильм “Миллион лет до нашей эры”. Там тоже были различные монстры, - динозавры, птеродактили, гигантские черепахи. Говорили там персонажи на какой-то тарабарщине, но всё было понятно. Фильм был, в общем-то, далёк от исторической правды, но нам нравилось, ведь там были и опасности и приключения, и любовь и мужество. А хорошие исторические картины мы тоже любили. Вот на американский фильм “Спартак” с Кирком Дуглас, тоже бегали по несколько раз.



И тоже под впечатлением наделали мечи, щиты и устраивали гладиаторские бои. Так же как после польского фильма “Крестоносцы” снятого по роману Сенкевича.



Летом 1960 года я отдыхал в ведомственном отцовском лагере “Энергетик”, который находился на территории нынешнего Чиланзара, а точнее на Чапанате. Тогда это было далеко за городом. Мои школьные каникулы, на протяжении нескольких лет чётко делились на три части. Один месяц я был в “Энергетике”, один месяц отдыхал где-то с родителями, а один дома или у бабушки с дедушкой в Шумиловском городке, а когда сестра вышла замуж, уезжал к ней в Самарканд.
Так, вот, был то ли июль, то ли август, и приезжают меня навестить родители и сестра. Так называемый “родительский день” (опять вспоминается фильм Климова, там всё точно). И вот сестра мне рассказывает, что в городе идёт совершенно потрясающий фильм - “Великолепная семёрка” и пересказывает некоторые моменты.



Всё, до конца смены я думал только о том , как побыстрее оказаться дома и рвануть в кинотеатр на этот ковбойский фильм. Наконец смена закончилась, я в городе, но, о ужас, “Великолепная семрёка” уже нигде не идёт. Как я переживал, Боже мой. Практически все мои друзья фильм видели, Вовка Быкадоров вылепил из пластилина всех семерых ковбоев, всех 42-х членов банды Кальвера, и даже с десяток крестьян, а я выражаясь сегодняшним языком – “лох”. К счастью через несколько месяцев фильм пошёл повторно и я, наконец, увидел этих великолепных парней.
Американских вестернов, нам больше не показывали до 72-го года, когда вышел фильм “Золото Маккены”, зато досыта накормили вестернами гэдэровскими с Гойко Митичем. “Виннету”, “Чингачгук большой Змей” и тому подобное.



Очень мощным в то время был польский кинематограф. “Первый день свободы” с красивейшей Беатой Тышкевич, “Пепел” и “Пепел и алмаз” со Збигневым Цыбульским, - легендой польского кино. “Фараон” с молодой Барбарой Брыльской. Сцена где она совершенно обнажённая в храме, бросала нас подростков в сладостную дрожь.



Очень хороший детектив, опять же с Цыбульским, - “Девушка из банка “



Детективные и шпионские фильмы, неизменно пользовались у нас большим успехом.
Баловали нас, в основном, кинематографической продукцией социалистических стран. Немецкими, румынскими, югославскими, польскими. Увлекательный был фильм “Особняк на Зелёной”



В этом особняке якобы помогали людям, не желающим жить в коммунистической Польше, переправиться на Запад. На самом деле убивали и всё добро присваивали. Но ещё зачем-то убивали таксистов, которые привозили бедолаг в этот особняк. Жуть. Но доблестная польская милиция с помощью одного смелого таксиста разоблачает жестоких и коварных преступников. И почему-то всё время идёт дождь, очевидно для соответствующей атмосферы. В роли отважного таксиста снялся Станислав Микульский, будущий “Капитан Клосс”
Но иногда попадали на наши экраны действительно сильные вещи. Вот французский фильм “Кто вы, доктор Зорге”, открыл нам нашего замечательного разведчика.



Впрочем, не только нам. Выяснилось, что даже Хрущёв ничего о нём не знал и после просмотра велел присвоить звание героя. Большое впечатление произвели на меня два американских фильма снятых в жанре - “судебный детектив”, впоследствии наиболее любимого мной. Это “Свидетель обвинения”



по пьесе Агаты Кристи, с Марлен Дитрих в главной роли и “12 разгневанных мужчин”



Замечательные фильмы. “Свидетель обвинения” снял Билли Уайлдер, сделавший впоследствии одну из самых моих любимых комедий - “В джазе только девушки”. А сравнительно недавно я помотрел его “Сансет бульвар” и окончательно утвердился в том, что Уайлдер гений.
Любили мы и итальянские фильмы, - такой сладкий запретный плод. На них, как правило, детей до 16-ти не допускали, но мы всевозможными хитростям умудрялись проникать. Картина “Рокко и его братья” привлекла нас исключительно сценами бокса и трагическим финалом.



Любовная часть, тогда нас как-то мало волновало. То, что Анни Жирардо величайшая актриса, я понял намного позже, когда посмотрел фильм Лелуша “Жить, чтобы жить” где она сыграла в паре с Ив Монтаном.
На фильм “Брак по-итальянски” мы, несколько одноклассников, пошли в сопровождении нашей классной руководительницы Ирины Евгеньевны. Как она была смущена после просмотра. Любимая наша “Ирина”, ей самой тогда было лет 25 - 26. А потом был фильм “Вчера, сегодня, завтра” опять с Мастрояни и Лорен. “Невеста Бубе”, c Клаудиа Кардинале.



Очень оригинально поступили наши цензоры-поборники нравственности с фильмом “Дамы и господа”. Всю нижнюю треть экрана занимала чёрная полоса, на которой появлялись титры. Сделано это было для того, чтобы прикрыть обнажёнку, ну как тут опять не вспомнить начальника пионерлагеря Дынина.
Совершенно уморительная криминальная комедия “Операция святой Януарий”, такое ограбление по-итальянски. История о неудавшемся ограблении одновременно была пародией на голливудские штампы. Как колоритно там противопоставлялись неаполитанские жулики приезжим, американским.



Комедия эта, просто была наполнена, насыщена национальным итальянским колоритом. А какой юмор, чем-то похожий на “одесский”

“Если бы ты был честным человеком — это был бы твой ребенок!”
“Мама готовит баклажаны и послала меня спросить, с чем ты будешь их есть?”

Ну вот я и добрался и до зарубежных комедий.
Кто-то сказал, - Мир уцелел, потому-что смеялся. Смеялись мы много и часто. Комедий было много. Английские, со своим своеобразным юмором. “Мистер Питкин в тылу врага” и “Приключения Питкина в больнице” - недотёпистый герой с практически русской фамилией вызывал в кинозалах приступы гомерического смеха.



Или “Бабетта идёт на войну”. Очаровательная француженка не только спасает своё отечество от фашистов, но и вводит в мировую моду причёску а-ля Бабетта.



Очень много было французских комедий. Луи де Фюнес и Бурвиль царили тогда на наших экранах. “Замороженный”, “Разиня”, “Человек-оркестр”, “Большая прогулка” и т.д и т.п.



Значительно реже попадали на наши экраны американские комедии, но зато какие. “Большие гонки” вновь с парочкой так повеселившей нас в “Джазе только девушки” Джеком Леммоном и Тони Кертисом. Там же Питер Фальк, будущий комиссар Коломбо. Захватывающая комедия “Как украсть миллион” с великолепным Питером О’Тулом и обаятельнейшей Одри Хепбёрн. И наконец - Четырежды Безумный мир Стэнли Крамера.
У нас в школе учился Женька Атаманов, на класс старше меня. Он серьёзно занимался фехтованием, был, кажется, кандидат в мастера и всё время куда-то ездил по стране, то на сборы, то на соревнования. И вот однажды, он приехал откуда-то и на перемене пересказал нам совершенно потрясающую комедию, которую он там посмотрел, а до нас она ещё не дошла. Но где-то через месяц, пошла эта комедия и у нас, и мы дружно поскакали в Панорамку, поскольку фильм был широкоформатный. Очередь была большая, но мы как-то проскочили. Перед фильмом по радио шёл текст, предваряющий фильм который читала Галина Мельникова , диктор нашего телевидения. Что-то сатирическое, о буржуазном обществе, и рефреном шло, - “Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир”



Потом начался фильм. Сказать что было смешно, значит ничего не сказать. Было безумно, безумно, безумно, безумно смешно. Крамер собрал на съёмочной площадке всех самых известных комиков, всех поколений. Даже легендарный Бастер Китон сыграл там в эпизоде. В одном интервью, Крамер назвал период работы над этим фильмом счастливейшим временем в своей профессиональной жизни.
Эльдар Рязанов снимая про приключения итальянцев в России, думаю, находился под очень сильным впечатлением от этого киношедевра.
Наконец, самая моя любимая комедия, - “В джазе только девушки”



С моим очень близким другом и одноклассником Юрой Бондарем, к горькому сожалению, погибшему в очень молодом возрасте, в 24 года, посмотрели этот фильм раз 15, знали наизусть и всё время цитировали. Юмор там высочайшей пробы, а финальный диалог вызывал у зрителей взрыв смеха мощностью в несколько килотонн.

— Послушай, я не могу выйти за тебя замуж!
— Почему?
— Эээ… ну, во-первых, я не блондинка!
— Это не страшно.
— Я много курю!
— Это не проблема.
— У меня не может быть детей!
— Ничего, усыновим.
— Я восемь лет прожила с саксофонистом!
— Я тебя прощаю.
— Господи, я МУЖЧИНА!
— У каждого свои недостатки.

И конечно музыка, джазовая музыка. Мы с Юркой очень любили джаз и ещё один фильм никогда не пропускали, если вдруг он шёл вновь (“Тридцатка” если помните - кинотеатр повторного фильма), - это “Серенада Солнечной долины”



Смотрели его, конечно, в основном из-за оркестра Гленна Миллера.
Фильмы Федеративной Республики Германии, редко, но попадали на наш экран. Вот “Привидения в замке Шпессарт” мистика, комедия, сатира (чего мы тогда не очень поняли), да ещё музыкальная.



Как они там играли в футбол, головой вместо мяча. А продолжение, - “Прекрасные времена в Шпессарте” вышел у нас намного позже, я этот фильм посмотрел в Москве уже в 70-х годах. И очень смешной был фильм “Агент поневоле”



Чешский кинематограф выстрелил в 60-х тремя блестящими пародиями на голливудскую кинопродукцию. Вестерн – “Лимонадный Джо”, готический детектив, - “Призрак замка Моррисвиль” и шпионский фильм-бондиану, - “Конец агента”
В “Лимонадном Джо”, заглавный герой меткий стрелок и борец с несправедливостью наводит порядок в маленьком городке на “Диком Западе” Секрет его меткости и обаяния прост – напиток кола-лока.

Чтобы метко в муху бить
Нужно кола-локу пить.



“Призрак замка Моррисвиль” с бесподобным Вольдемаром Матушкой в роли злодея и прекрасной песней “Алиллуя” в его же исполнении.



И наконец – “Конец агента” - пародия на фильмы о Джеймсе Бонде, фильмы которые мы увидели значительно позже. Будильник агента, представлял собой сложное устройство, включающее в себя, - отмычку, кинжал, газовый баллончик, гранату, магнитофон, пистолет, счётчик гейзера и даже атомную бомбу. Фильм уже с самого начала вызвал смех. На фоне титров, “В одном неназванном западном городе" - на экране появлялась Эйфелева башня.
Но если говорить о пародиях, то самым большим успехом в этом жанре пользовалась датская комедия “Бей первым, Фредди”. В тогдашний КВН играла команда города Фрязино, славившаяся своими любительскими кинофильмами, и у них был уморительный фильм-пародия под названием “Пей первым, Федя“



Были нами любимы и спортивные фильмы. Наиболее яркие, - это английский “Такова спортивная жизнь”, после которого мы на время забыли про любимый футбол и стали играть в какое-то подобие рэгби. Бегали с мячом в рукух и усердно толкали друг - друга, правил толком не знал никто. А второй фильм, французский, про автогонщиков - “Большой приз” с Ив Монтаном и Тосиро Мифуне.
Ну и наконец, пришла пора, когда нас очень сильно заинтересовала любовная тема, отношения между мужчинами и женщинами. Пора первых влюблённостей, когда наши серьёзные одноклассницы вдруг неожиданно расцвели, когда аромат сирени и роз на Гоголя, вызывал в наших подростковых душах непонятное томление. И тут опять французские фильмы были, в какой-то степени, нашими учителями. Очень вовремя появился фильм Клода Лелуша “Мужчина и женщина”



А фильм “Гром небесный” с потрясающим Жаном Габеном, я смотрел с той самой девочкой в которую был влюблён, и весь фильм продержал её руку в своей. Замечательный фильм, смотрел его повторно, лет семь назад и не разочаровался. Габен, по прежнему великолепен, Мишель Мерсье очаровательна, а Робер Оссейн, её партнёр по Анжелике, очень убедительно сыграл мерзавца-сутенёра. Очень мудрый, и человечный фильм.



Ещё один фильм хочется вспомнить. Биографическая картина о художнике Модильяни, - “Монпарнас,19” Жерар Филипп в роли художника и Анук Эме, в роли его возлюбленной. Фильм о 3-х последних годах жизни великого художника. Правда, великим он стал только после смерти. Горькая судьба.



“Шербурские зонтики” я смотрел в Самарканде, гостя у сестры и был очарован музыкой Мишеля Леграна и красотой Катрин Денёв.



А фильм Лелуша “Жить, чтобы жить” настолько меня тогда потряс, что я посмотрел его три раза. Любовный треугольник в исполнении великих Ив Монтана, Анни Жирардо и изумительной Кэтнис Берген. Там была сцена, когда муж и жена которых играют Монтан и Жирардо, в поезде возвращаются в Париж, из Цюриха, и он признаётся что у него другая женщина, которую он любит. Во время признания, крупно показывают лицо Жирардо, она ничего не говорит, но там такое страдание, что у меня бегали мурашки по телу во время каждого просмотра.



Именно тогда я понял, какой величайшей актрисой является Анни Жирардо. Много позже я посмотрел фильм “У каждого свой ад”, где у героини Жирардо похищают, а затем убивают маленькую дочку. Там игра актрисы просто запредельна. Вернее игрой это и не назовёшь. Она просто прожила эту историю.
Ну, вот и всё, что мне удалось вспомнить о том, нашем кино. Не сочтите меня старым брюзгой, но, мне кажется те фильмы, о которых я вспомнил, были добрее, человечнее, искренней современных картин, очень дорогих, несомненно, интересных, увлекательных, с потрясающими спецэффектами. Из кино ушла душа. Впрочем, это только моё мнение.

2 комментария: