Бабушка моя, Мария Андреевна Зыкова, годам к 70-ти полностью потеряла зрение. Сказались многолетние труды за швейной машинкой. Ослепнув, она, тем не менее, не утратила вкуса к жизни. По-прежнему оставалась гостеприимной хозяйкой, любила застолья, русские задушевные песни и, обладая чудесным голосом и хорошим слухом, сама любила петь в компании друзей и родственников.
Однажды отец принёс домой портативный приёмник “Спидола”, и бабушка стала постоянной слушательницей радиостанции “Маяк”, запоминая песни, звучащие на её волне.
Шёл 1972-й год. Я был уже студентом, и как-то вернувшись с занятий, застал свою бабулю взволнованной.
- Знаешь, - сказала она мне, – сегодня по радио передавали песню про меня.
- Это как? – удивился я.
- Про мать, у которой было два сына - один рыжий, другой чёрный. Они оба ушли на войну и, ей повезло - вернулись целые и невредимые.
Вскоре я услышал эту песню Оскара Фельцмана на пронзительные стихи Роберта Рождественского, ее исполняла Мария Кодряну. Называлась она “Баллада о красках”. И возвращаясь памятью в прошлое, вспоминаю под эту песню бабушку Марию Андреевну, своего отца с рыжинкой в волосах и его брата – дядю Женю, красавца с черной, как смоль, шевелюрой. Каждый куплет песенной баллады словно списан с их судьбы.
Был он рыжим, как из рыжиков рагу,
Рыжим, словно апельсины на снегу.
Мать шутила, мать веселою была:
«Я от солнышка сыночка родила!»
Шёл 1918-й год. В хлебный город Ташкент из охваченной гражданской войной России, а точнее из Рязанской губернии, прибыла группа беженцев. На перрон ташкентского вокзала сошли три сестры – Мария, Прасковья и Анна Зыковы. Старшую, Марию, сопровождал муж, коммерсант Георгий Пасхалиди. Должно быть, сильно припекло на родной Рязанщине, если Мария, носившая под сердцем первенца, решилась уехать с мужем и сёстрами в далёкий Туркестан.
Однако в Ташкенте тоже было неспокойно, революционные ветры долетели и в этот край.
Тем не менее, как-то устроились, и 24 апреля на свет появился сын Василий – весь в отца и с таким же рыжеватым цветом волос. Малышу не исполнилось и трёх месяцев, когда Георгий бесследно исчез. Просто вышел из дома и… пропал. Попытки отыскать его ни к чему не привели, и до конца своей жизни Мария так и не узнала, что с ним сталось. Чтобы прокормить себя и маленького Васю, молодая мать с утра до поздней ночи строчила на швейной машинке, обшивая ближних и дальних соседей.
Вскоре судьба сводит Марию с Фёдором Ананьевичем Фетисовым. Фёдор Ананьевич работал на железной дороге, был вдовцом с тремя малыми детьми на руках – сыном Николаем и дочерьми Катериной и Анной. Мария вышла за него замуж и в одночасье стала многодетной матерью, приняв в свое сердце, как родных, детей своего второго мужа. Надо сказать, и Фёдор Ананьевич отнёсся к ее первенцу по–отцовски, усыновив малыша. Так мой будущий отец Василий Пасхалиди стал с тех пор Василием Фёдоровичем Фетисовым.
В 1920 году в семье Фетисовых, рождается ещё один сын – Евгений.
И в песне «Баллада о красках» словно продолжается рассказ о жизни моей бабушки Марии Андреевны.
А другой был черным-черным у нее,
Черным, будто обгоревшее смолье.
Хохотала над расспросами она,
Говорила: «Слишком ночь была черна!»
Жили Фетисовы на Топографической, соединяющей улицы Гоголя и Жуковского. Братья Вася и Женя, росли, как и все дети той поры - целыми днями пропадали на улице или на берегу Салара, проводя досуг во всевозможных играх, в которых Василий горой стоял за младшего брата, никогда не давая того в обиду. Учились они в ближайшей к дому школе № 60. Оба увлекались техникой, фотографией и радиоделом, и Евгений в дальнейшем стал настоящим радиомастером, способным собрать любой радиоприёмник или магнитофон.
Вася и Женя в родительском доме. Ташкент
Василий же, окончив в 1935 году школу, решил поступить в Ташкентский текстильный институт. Из всех предметов, которые необходимо было сдавать, особенно горячо он любил историю. Знал её не только по учебникам, но и по другим источникам, в том числе, для того времени "сомнительным". На вступительном экзамене по истории ему попался вопрос о Брестском мире. И он, не мудрствуя лукаво, стал рассказывать про огромную роль, которую сыграл для достижения этого мира Лев Давыдович Троцкий. Преподаватель, услышав такое, позеленел и стал пытать бедного абитуриента, кто его научил такой страшной политической ереси. Василий, гордясь своими познаниями, стал рассказывать, из каких источников почерпнуты им такие подробности, но историк, став ещё более зелёным, вкатил ему неуд. Вернувшись домой, Вася с огорчёнием поделился историей о провальном экзамене с матерью. Мария Андреевна была не столь наивной в политической обстановке и велела сыну немедленно скрыться, пока за ним не приехала "чёрная маруся", как называли машины, увозившие ночами заключенных. Она была уверена, что бдительный историк обязательно «настучит» в соответствующие органы. Василий тут же собрал вещи и отбыл в Самарканд. Там он поступил в Институт народного хозяйства. На экзамене по истории, наученный горьким опытом, отвечал исключительно по утверждённому на то время учебнику. А спустя год встретил свою будущую жену - Анастасию Форофонтову, учившуюся курсом младше. Музыкант-самородок, он играл на аккордеоне, мандолине, ударных инструментах и подрабатывал этим, играя на танцах. Музыкальные таланты Василия покорили сердце юной Насти. Молодые в 1940-м году поженились, а 27 января 1941 года у них родилась дочка Рая. В этом же 41-м году - как раз перед самой войной - Василий оканчивает институт. Евгений же с 1939 года служит в армии, куда его призвали со второго курса Ташкентского института связи.
В сорок первом, в сорок памятном году,
Прокричали репродукторы беду.
Оба сына, оба двое, соль земли –
Поклонились маме в пояс. И ушли.
Довелось в бою почуять молодым
Рыжий бешеный огонь и черный дым,
Злую зелень застоявшихся полей,
Серый цвет прифронтовых госпиталей…
22 июня 1941 года закончилась мирная жизнь, и Василий Фетисов становится офицером, пройдя ускоренные командирские курсы. Новоиспечённый лейтенант уходит на фронт, где уже воюет лейтенантом-связистом на третьем Украинском фронте его младший братишка Евгений. Судьба развела братьев по разным фронтам. Василий воевал на 2-м Украинском фронте, в артиллерийском полку. Умение играть на музыкальных инструментах, пригодилось и на фронте. Как пелось тогда: “Кто сказал, что надо бросить песни на войне”. Нет, и на войне сердце просит песенной отдушины.
Василий Фетисов (с аккордеоном) среди боевых друзей
На протяжении всей войны братья не теряли друг друга из виду. При первой возможности посылали друг другу письма, разными оказиями пытались узнавать новости. Однажды едва не встретились. Это случилось при проведении советскими войсками Ясско-Кишинёвской операции, в которой участвовали оба Украинских фронта. Дядя Женя рассказывал мне, как в августе 44-го года, после завершения боёв в Бессарабии, искал брата. Искал среди живых и мёртвых, но не нашёл.
Смерть на войне всегда была рядом - так и кружила вокруг. Один случай, о котором отец рассказал мне, он запомнил навсегда. Однажды возвращался с группой офицеров в свою часть. На въезде в село, где расположился полк, машина притормозила. То ли колесо спустило, то ли ещё по какой-то причине. Отец решил немного размяться, перекурить. Увидел, что неподалёку сидит человек. Подойдя поближе, понял, что это глубокий старик. Присел рядом, угостил папиросой, стал расспрашивать старика о житье-бытье. Он любил общаться с пожившими, умудрёнными людьми. Когда водитель просигналил, что пора ехать, отец крикнул, чтобы дойдёт пешком и продолжил беседу со стариком. Внезапно налетели немецкие бомбардировщики. Отец со своим новым знакомым побежали в укрытие. В воздух поднялись истребители, и вражеские самолёты были отогнаны. Но несколько бомб они, все же, успели сбросить, и одна из них попала в машину, на которой ехали в часть его однополчане и где должен был ехать и он, старший лейтенант Фетисов.
И Евгений не раз был на волосок от гибели. Но ангелы-хранители словно оберегали братьев. И однажды они всё таки встретились. Встретились в поверженной Германии, в городе Наумбург, где мой отец оказался к концу войны и служил заместителем военного коменданта города.. И дядя Женя, списавшись с братом, приехал к нему в часть.
Встреча братьев в немецком городе Наумбург. Май 1945
На груди младшего брата красовались два ордена Красной звезды – они вручались за личное мужество. Я расспрашивал дядю, за что он получил эти высокие награды. Первый, ответил дядя, он получил за форсирование Днепра и освобождение Киева, когда под свинцовым дождём тянул телефонный провод через Днепр.
- Знаешь, Вовка, - говорил он - мне никогда не забыть, как свистят пули, как они шлёпаются на излёте в воду, как уходят под воду сражённые товарищи. Никогда не забыть...
За этот подвиг Евгений Фёдорович был даже представлен к званию Героя Советского Союза. Однако повздорил с командиром, и тот в сердцах положил уже оформленное представление к званию под сукно.
А вторым орденом Красной звезды дядя Женя был награждён за подвиг, совершённый уже в Берлине, когда с группой связистов несколько часов сдерживал натиск врага и лично уничтожил два десятка гитлеровцев.
Выписка из представления капитана Е.Ф.Фетисова к ордену Красной Звезды
Так и сложилась военная судьба братьев Фетисовых – как в песне.
Оба сына, оба двое, два крыла
Воевали до победы. Мать ждала.
Не гневила, не кляла она судьбу.
Похоронка обошла ее избу.
Повезло ей, привалило счастье вдруг.
Повезло одной на три села вокруг.
Повезло ей. Повезло ей! Повезло!
Оба сына воротилися в село.
Евгений демобилизовался в 45-м, и на Топографической улице появился черноволосый красавец-капитан с орденами на груди. Неровно забились сердца женщин - молодых и не очень - при виде статного офицера. Василий продолжил службу в Германии, налаживая там мирную жизнь. Лишь письма и открытки с видами Наумбурга доносили до жены и маленькой дочки всю любовь и нежность мужа и отца.
Затем Василия Фетисова направили служить в Подмосковье, в город Нарофоминск. Жена и дочка отправились к нему в сопровождении Евгения. Братья, победившие в войне вместе со всем народом, вновь встретились и смогли обнять друг друга. Только в 1947 году, окончательно демобилизовавшись, Василий вместе с семьёй возвращается в родной город. И вот она - долгожданная встреча с матерью, братом, родными.
Оба сына, оба двое, плоть и стать.
Золотистых орденов не сосчитать.
Сыновья сидят рядком – к плечу плечо.
Руки целы, ноги целы – что еще!
Армия осталась в прошлом, и Василий устраивается на работу в отдел снабжения Ташкентского электротехнического завода в качестве инженера. Через год он становится начальником отдела снабжения, ещё через два - заместителем директора, а в 1952 году назначается директором завода. В середине 60-х годов по его инициативе завод был преобразован в НПО "Средазэлектроаппарат", и он становится его первым генеральным директором. Впрочем, о послевоенной биографии Василия Фетисова можно прочесть в Википедии.
Евгений Фёдорович женился, съехал из отчего дома, и братья стали жить раздельно, каждый своей семьёй, но по-прежнему разделяя все радости и горести. Растили детей, справляли свадьбы, радовались рождению внуков. Жизнь шла своим чередом, и братья, как и в детстве, шли по ней плечом к плечу.
Давно уже нет на этом свете ни моей бабушки Марии Андреевны, ни отца, ни дяди Жени, ни моей мамы. Открывая старый семейный альбом, вижу пожелтевшие фотографии, с которых смотрят на меня из довоенных лет два счастливых мальчика, ещё не знающие, что жизнь их будет похожа на песню о Великой Отечественной войне, в которой им придется воевать и стать героями.
Однажды отец принёс домой портативный приёмник “Спидола”, и бабушка стала постоянной слушательницей радиостанции “Маяк”, запоминая песни, звучащие на её волне.
Шёл 1972-й год. Я был уже студентом, и как-то вернувшись с занятий, застал свою бабулю взволнованной.
- Знаешь, - сказала она мне, – сегодня по радио передавали песню про меня.
- Это как? – удивился я.
- Про мать, у которой было два сына - один рыжий, другой чёрный. Они оба ушли на войну и, ей повезло - вернулись целые и невредимые.
Вскоре я услышал эту песню Оскара Фельцмана на пронзительные стихи Роберта Рождественского, ее исполняла Мария Кодряну. Называлась она “Баллада о красках”. И возвращаясь памятью в прошлое, вспоминаю под эту песню бабушку Марию Андреевну, своего отца с рыжинкой в волосах и его брата – дядю Женю, красавца с черной, как смоль, шевелюрой. Каждый куплет песенной баллады словно списан с их судьбы.
Был он рыжим, как из рыжиков рагу,
Рыжим, словно апельсины на снегу.
Мать шутила, мать веселою была:
«Я от солнышка сыночка родила!»
Шёл 1918-й год. В хлебный город Ташкент из охваченной гражданской войной России, а точнее из Рязанской губернии, прибыла группа беженцев. На перрон ташкентского вокзала сошли три сестры – Мария, Прасковья и Анна Зыковы. Старшую, Марию, сопровождал муж, коммерсант Георгий Пасхалиди. Должно быть, сильно припекло на родной Рязанщине, если Мария, носившая под сердцем первенца, решилась уехать с мужем и сёстрами в далёкий Туркестан.
Однако в Ташкенте тоже было неспокойно, революционные ветры долетели и в этот край.
Тем не менее, как-то устроились, и 24 апреля на свет появился сын Василий – весь в отца и с таким же рыжеватым цветом волос. Малышу не исполнилось и трёх месяцев, когда Георгий бесследно исчез. Просто вышел из дома и… пропал. Попытки отыскать его ни к чему не привели, и до конца своей жизни Мария так и не узнала, что с ним сталось. Чтобы прокормить себя и маленького Васю, молодая мать с утра до поздней ночи строчила на швейной машинке, обшивая ближних и дальних соседей.
Вскоре судьба сводит Марию с Фёдором Ананьевичем Фетисовым. Фёдор Ананьевич работал на железной дороге, был вдовцом с тремя малыми детьми на руках – сыном Николаем и дочерьми Катериной и Анной. Мария вышла за него замуж и в одночасье стала многодетной матерью, приняв в свое сердце, как родных, детей своего второго мужа. Надо сказать, и Фёдор Ананьевич отнёсся к ее первенцу по–отцовски, усыновив малыша. Так мой будущий отец Василий Пасхалиди стал с тех пор Василием Фёдоровичем Фетисовым.
В 1920 году в семье Фетисовых, рождается ещё один сын – Евгений.
И в песне «Баллада о красках» словно продолжается рассказ о жизни моей бабушки Марии Андреевны.
А другой был черным-черным у нее,
Черным, будто обгоревшее смолье.
Хохотала над расспросами она,
Говорила: «Слишком ночь была черна!»
Жили Фетисовы на Топографической, соединяющей улицы Гоголя и Жуковского. Братья Вася и Женя, росли, как и все дети той поры - целыми днями пропадали на улице или на берегу Салара, проводя досуг во всевозможных играх, в которых Василий горой стоял за младшего брата, никогда не давая того в обиду. Учились они в ближайшей к дому школе № 60. Оба увлекались техникой, фотографией и радиоделом, и Евгений в дальнейшем стал настоящим радиомастером, способным собрать любой радиоприёмник или магнитофон.
Вася и Женя в родительском доме. Ташкент
Василий же, окончив в 1935 году школу, решил поступить в Ташкентский текстильный институт. Из всех предметов, которые необходимо было сдавать, особенно горячо он любил историю. Знал её не только по учебникам, но и по другим источникам, в том числе, для того времени "сомнительным". На вступительном экзамене по истории ему попался вопрос о Брестском мире. И он, не мудрствуя лукаво, стал рассказывать про огромную роль, которую сыграл для достижения этого мира Лев Давыдович Троцкий. Преподаватель, услышав такое, позеленел и стал пытать бедного абитуриента, кто его научил такой страшной политической ереси. Василий, гордясь своими познаниями, стал рассказывать, из каких источников почерпнуты им такие подробности, но историк, став ещё более зелёным, вкатил ему неуд. Вернувшись домой, Вася с огорчёнием поделился историей о провальном экзамене с матерью. Мария Андреевна была не столь наивной в политической обстановке и велела сыну немедленно скрыться, пока за ним не приехала "чёрная маруся", как называли машины, увозившие ночами заключенных. Она была уверена, что бдительный историк обязательно «настучит» в соответствующие органы. Василий тут же собрал вещи и отбыл в Самарканд. Там он поступил в Институт народного хозяйства. На экзамене по истории, наученный горьким опытом, отвечал исключительно по утверждённому на то время учебнику. А спустя год встретил свою будущую жену - Анастасию Форофонтову, учившуюся курсом младше. Музыкант-самородок, он играл на аккордеоне, мандолине, ударных инструментах и подрабатывал этим, играя на танцах. Музыкальные таланты Василия покорили сердце юной Насти. Молодые в 1940-м году поженились, а 27 января 1941 года у них родилась дочка Рая. В этом же 41-м году - как раз перед самой войной - Василий оканчивает институт. Евгений же с 1939 года служит в армии, куда его призвали со второго курса Ташкентского института связи.
В сорок первом, в сорок памятном году,
Прокричали репродукторы беду.
Оба сына, оба двое, соль земли –
Поклонились маме в пояс. И ушли.
Довелось в бою почуять молодым
Рыжий бешеный огонь и черный дым,
Злую зелень застоявшихся полей,
Серый цвет прифронтовых госпиталей…
22 июня 1941 года закончилась мирная жизнь, и Василий Фетисов становится офицером, пройдя ускоренные командирские курсы. Новоиспечённый лейтенант уходит на фронт, где уже воюет лейтенантом-связистом на третьем Украинском фронте его младший братишка Евгений. Судьба развела братьев по разным фронтам. Василий воевал на 2-м Украинском фронте, в артиллерийском полку. Умение играть на музыкальных инструментах, пригодилось и на фронте. Как пелось тогда: “Кто сказал, что надо бросить песни на войне”. Нет, и на войне сердце просит песенной отдушины.
На протяжении всей войны братья не теряли друг друга из виду. При первой возможности посылали друг другу письма, разными оказиями пытались узнавать новости. Однажды едва не встретились. Это случилось при проведении советскими войсками Ясско-Кишинёвской операции, в которой участвовали оба Украинских фронта. Дядя Женя рассказывал мне, как в августе 44-го года, после завершения боёв в Бессарабии, искал брата. Искал среди живых и мёртвых, но не нашёл.
Смерть на войне всегда была рядом - так и кружила вокруг. Один случай, о котором отец рассказал мне, он запомнил навсегда. Однажды возвращался с группой офицеров в свою часть. На въезде в село, где расположился полк, машина притормозила. То ли колесо спустило, то ли ещё по какой-то причине. Отец решил немного размяться, перекурить. Увидел, что неподалёку сидит человек. Подойдя поближе, понял, что это глубокий старик. Присел рядом, угостил папиросой, стал расспрашивать старика о житье-бытье. Он любил общаться с пожившими, умудрёнными людьми. Когда водитель просигналил, что пора ехать, отец крикнул, чтобы дойдёт пешком и продолжил беседу со стариком. Внезапно налетели немецкие бомбардировщики. Отец со своим новым знакомым побежали в укрытие. В воздух поднялись истребители, и вражеские самолёты были отогнаны. Но несколько бомб они, все же, успели сбросить, и одна из них попала в машину, на которой ехали в часть его однополчане и где должен был ехать и он, старший лейтенант Фетисов.
И Евгений не раз был на волосок от гибели. Но ангелы-хранители словно оберегали братьев. И однажды они всё таки встретились. Встретились в поверженной Германии, в городе Наумбург, где мой отец оказался к концу войны и служил заместителем военного коменданта города.. И дядя Женя, списавшись с братом, приехал к нему в часть.
Встреча братьев в немецком городе Наумбург. Май 1945
На груди младшего брата красовались два ордена Красной звезды – они вручались за личное мужество. Я расспрашивал дядю, за что он получил эти высокие награды. Первый, ответил дядя, он получил за форсирование Днепра и освобождение Киева, когда под свинцовым дождём тянул телефонный провод через Днепр.
- Знаешь, Вовка, - говорил он - мне никогда не забыть, как свистят пули, как они шлёпаются на излёте в воду, как уходят под воду сражённые товарищи. Никогда не забыть...
За этот подвиг Евгений Фёдорович был даже представлен к званию Героя Советского Союза. Однако повздорил с командиром, и тот в сердцах положил уже оформленное представление к званию под сукно.
А вторым орденом Красной звезды дядя Женя был награждён за подвиг, совершённый уже в Берлине, когда с группой связистов несколько часов сдерживал натиск врага и лично уничтожил два десятка гитлеровцев.
Выписка из представления капитана Е.Ф.Фетисова к ордену Красной Звезды
Так и сложилась военная судьба братьев Фетисовых – как в песне.
Оба сына, оба двое, два крыла
Воевали до победы. Мать ждала.
Не гневила, не кляла она судьбу.
Похоронка обошла ее избу.
Повезло ей, привалило счастье вдруг.
Повезло одной на три села вокруг.
Повезло ей. Повезло ей! Повезло!
Оба сына воротилися в село.
Евгений демобилизовался в 45-м, и на Топографической улице появился черноволосый красавец-капитан с орденами на груди. Неровно забились сердца женщин - молодых и не очень - при виде статного офицера. Василий продолжил службу в Германии, налаживая там мирную жизнь. Лишь письма и открытки с видами Наумбурга доносили до жены и маленькой дочки всю любовь и нежность мужа и отца.
Затем Василия Фетисова направили служить в Подмосковье, в город Нарофоминск. Жена и дочка отправились к нему в сопровождении Евгения. Братья, победившие в войне вместе со всем народом, вновь встретились и смогли обнять друг друга. Только в 1947 году, окончательно демобилизовавшись, Василий вместе с семьёй возвращается в родной город. И вот она - долгожданная встреча с матерью, братом, родными.
Оба сына, оба двое, плоть и стать.
Золотистых орденов не сосчитать.
Сыновья сидят рядком – к плечу плечо.
Руки целы, ноги целы – что еще!
Армия осталась в прошлом, и Василий устраивается на работу в отдел снабжения Ташкентского электротехнического завода в качестве инженера. Через год он становится начальником отдела снабжения, ещё через два - заместителем директора, а в 1952 году назначается директором завода. В середине 60-х годов по его инициативе завод был преобразован в НПО "Средазэлектроаппарат", и он становится его первым генеральным директором. Впрочем, о послевоенной биографии Василия Фетисова можно прочесть в Википедии.
Евгений Фёдорович женился, съехал из отчего дома, и братья стали жить раздельно, каждый своей семьёй, но по-прежнему разделяя все радости и горести. Растили детей, справляли свадьбы, радовались рождению внуков. Жизнь шла своим чередом, и братья, как и в детстве, шли по ней плечом к плечу.
Давно уже нет на этом свете ни моей бабушки Марии Андреевны, ни отца, ни дяди Жени, ни моей мамы. Открывая старый семейный альбом, вижу пожелтевшие фотографии, с которых смотрят на меня из довоенных лет два счастливых мальчика, ещё не знающие, что жизнь их будет похожа на песню о Великой Отечественной войне, в которой им придется воевать и стать героями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий