вторник, 10 декабря 2013 г.

ЛУЧШЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

(из письма другу)

Невозможно пройти мимо фильма, где режиссёром значится Джузеппе Торнаторе, композитором Эннио Морриконе, а исполнителем главной роли Джеффри Раш.
Ну, никак. И вот скачав эту предполагаемую вкуснятину под названием "Лучшее предложение" (The Best Offer) и удобно устроившись в кресле, я погрузился в весьма занимательную историю о любви, обмане, художественных шедеврах и их искусных подделках.
Итак, крутой эксперт-искусствовед и одновременно управляющий крупного аукционного дома Вергилий Олдман (а имя какое говорящее!) довольно часто со своим партнёром – в этой роли Дональд Сазерленд - проворачивает хитроумные аферы, ловко выдавая подлинники за подделки, и наоборот. Таким образом, он собрал огромную коллекцию из сотен бесценных полотен мировой живописи. Но подобно скупому рыцарю, хранит своё сокровище в секретном зале на своей вилле, куда доступа нет никому.
И вот так всё бы шло своим чередом, если бы в один прекрасный день не раздался звонок, который переворачивает мир главного героя с ног на голову.



Таинственная молодая женщина просит Олдмана распродать антиквариат, который ей достался в наследство от родителей. Он, сначала с неохотой, но потом всё более увлекаясь, берётся за это дело, не подозревая (да и зритель не подозревает), что всё это лишь хитроумная игра, затеянная с единственной целью добраться до его сокровищ.
Позже выясняется, что таинственная молодая особа страдает психическим заболеванием, под названием – агарофобия, то есть боязнью открытого пространства и скопления людей, и все переговоры с Вергилием ведёт по телефону, скрываясь в замаскированной комнате в огромном доме, где и находятся вещи, которые антиквар должен продать.
Заинтригованный аукционист пускается на разные хитроумные штуки, чтобы увидеть девушку и, наконец, это ему удаётся. Но тут этот старый хитрый лис, не доверяющий никому, не снимающий перчатки даже во время еды, к тому же, как выясняется девственник, без памяти влюбляется в свою клиентку.



В начале фильма Вергилий произносит фразу, которая в какой-то мере является ключом к этой истории. “Иногда подделка важнее подлинника”, - говорит он.
И, собственно, основная, проходящая сквозь всю картину тема - это подлинность и фальшь. Так или иначе, тема эта проходит лейтмотивом через весь фильм. Есть ли фальшь в истинном, и сколько правды в подделке?
Принимая хитроумное, затейливое притворство за любовь, этот прожжённый скептик испытывает подлинное счастье, чувство которое ему было неведомо на протяжении всей его достаточно долгой жизни.
И когда в финале он стоит в своей разграбленной сокровищнице то постигает огромное, чудовищное чувство потери. Потери не бесценных картин, нет, потери Любви. И он бросается искать любимую не для того, чтобы вернуть украденное, а чтобы вернуть Любовь.



Есть в фильме и другая тема - тема одиночества. Бесконечно одинок герой Джеффри Раша в начале фильма и горестно одинок в конце.
Теперь, что касается актёрского ансамбля. У Торнаторе превосходный нюх на то, кого снимать в своих фильмах. Ведь, чтобы раскрыть всю глубину этой проникновенной и достаточно необычной, романтической и в то же время загадочной истории - триллера, нужны были весьма незаурядные лицедеи. К счастью, такие нашлись.
Ну, то, что Джеффри Раш – актёр таланта величиной с Эверест, общеизвестно. Вспомним, как искромётен был он в роли капитана Барбоссы в «Пиратах» или логопеда в «Король говорит!» И то, что режиссёр на эту роль выбрал такую яркую личность – стопроцентное попадание. Актер блистателен, но и партнёры его стоят. Великолепен колоритный седобородый Дональд Сазерленд, великолепен Джим Стерджесс, играющий механика-самородка, выполняющего заказы Вергилия, великолепна обворожительная и чувственная Сильвия Хукс в роли роковой женщины.


Дональд Сазерленд


Джим Стерджесс

Благодаря им картина освещена какой-то магией и, в то же время, подлинностью, заставляя наслаждаться этой неподдельной историей рождения страсти.

Вспомнилась вдруг, по ассоциации очевидно, история случившаяся однажды с Бубой Кикабидзе. Историю эту я вычитал в каком-то советском журнале, кажется в "Крокодиле", где-то в середине 80-х.
Однажды в квартире Кикабидзе, в Тбилиси, раздался телефонный звонок. Звонил мужчина, который представился ассистентом режиссёра Никиты Михалкова.
Он сообщил популярному певцу и актёру, что Михалков снимает новый фильм о русском художнике Леоне Баксте и предлагает Кикабидзе сыграть в нём главную роль.
Кикабидзе был заинтригован и на вопрос звонившего может ли тот зайти и обговорить детали, ответил согласием и дал свой адрес.
Через какое-то время этот человек приехал, и они немного побеседовали. Тот сказал, что ему нужно сейчас принципиальное согласие актёра, а потом ему позвонят и скажут когда начнутся съёмки.
Затем, смущаясь, этот ассистент, сетуя на какие-то обстоятельства попросил взаймы у Кикабидзе 30 рублей и получив откланялся.
На следующий день Вахтанг Константинович пошёл в библиотеку и взял всё, что было о художнике Леоне Баксте. Проштудировав литературу и узнав о жизни и творчестве художника всё, он стал ждать вестей от Никиты Сергеевича. Но, так и не дождался.
Проходит время и на каком-то мероприятии киношном, Кикабидзе встречается с Михалковым. Естественно он спрашивает у последнего, собирался ли он снимать фильм о Баксте, на что удивлённый Михалков отвечает отрицательно. И тогда Буба рассказывает ему эту историю.
Михалков посмеялся, затем задумался и сказал, - “А знаешь, чтобы всё узнать о художнике Баксте, 30 рублей не жалко”.

Ну, вот как-то так.

Комментариев нет:

Отправить комментарий